Обучение защитным действиям в волейболе
Полезные статьи и видео о волейболе
В современном волейболе принято делать ставку на развитие навыков нападения у игроков. Поэтому команда, которая будет стремиться к балансу между защитой и нападением неизбежно получит весомое конкурентное преимущество. В арсенале рядового игрока, особенно ориентированного на нападение, редко бывает более двух развитых способов активного отражения мяча. Если же целенаправленно начать это менять, при этом не умаляя важность усиления нападения, то команде обеспечен выход на качественно новый уровень.
Когда и как внедрять в тренировки процесс изучения тактики и техники защиты
Защитные действия на площадке всегда есть куда улучшать, это касается как мужских, так и женских команд игроков любого уровня. Прежде чем переходить непосредственно к практикам и рассмотрению упражнений, призванных развить у игроков навык защиты, рассмотрим в общих чертах, как и в какой момент оптимально вводить их в регулярные тренировки.
Учить новичка защищать свою половину поля нужно чуть ли не с первых дней. При этом более грамотному освоению приемов способствует понимание того, как эффективно перемещаться по площадке, делать подачи, верхние и нижние передачи, нападающие удары в места.
Как только игрок начинает справляться с основами и его действия при выполнении броска становятся видимо координированными, есть смысл подключать упражнения на защиту. Лучше всего упражнения и игровая практика для новичков и игроков с опытом работают тогда, когда имитируемый соперник — подающий — в целом более опытный и обходит тренирующегося по опыту. Такое неравенство ускоряет формирование навыков игры в защите: игрок вынужден привыкать быстрее принимать решения и точнее действовать, что по мере его собственного развития будет только на пользу.
Хорошо, когда изначально игрок учится разнообразным приемам защиты и не зацикливается на статике. Малая подвижность защитников, зацикленных на «вылавливании» мяча руками в прыжке с места, ограничивает. Куда полезнее учиться видеть траекторию и превентивно перемещать отражающую платформу для отбивания мяча в движении, при этом без выноса рук за колено, что делает стойку жестче и менее травмоопасно.
Задачи, которые решает развитие защитных навыков
Упражнения на защиту больше всего влияют на координацию и смежные с ней навыки. Первая и ключевая задача, которую решает «защитная практика» — координация действия защитника в моменте, когда он срывается с места в направлении мяча.
Причиной пропущенного мяча может быть или то, что защитник побежал к нему слишком поздно, или — слишком рано. Оба варианта по итогу не дают достичь нужного результата — отразить атаку, желательно — в сочетании с ответным нападением. Зато если игрок целенаправленно работает над улучшением реактивности тела — рывком в момент удара другого по мячу, не раньше и не позже, — то постепенно он привыкает предсказывать тот самый момент и не теряет время на изменение вектора движения, когда уже сорвался с места.
Естественно, срываться с места в защите надо строго в направлении точки предполагаемого прилета мяча. Отсюда вытекает вторая задача — развитие умения видеть направление удара. В нападении учатся тому, чтобы быть непредсказуемыми в своих действиях для соперника и предсказуемыми — для игроков своей команды. Защита же в противовес должна развивать насмотренность, ту самую внимательность, благодаря которой время буквально замедляется и точка приземления мяча просчитывается за доли секунды вплоть до сантиметра на координатной оси своей стороны поля.
Навык предсказания точки прилета тем ценнее в реальной игре, чем дальше от защитника летит мяч. Видящий потенциальную траекторию защитник срывается с места раньше, а значит оказывается в нужной точке тогда, когда мяч ее еще не достиг. Своевременный перенос отражающей платформы также крайне важен в игре с соперником, предпочитающим пользоваться обманными ударами и практикующем изощренную технику передач для запутывания и отвлечения внимания.
Третья задача — формирование багажа тактик непредсказуемых действий в защите. Буквально, как нападающий должен быть нечитаемым для соперника, так и защитнику нужен свой арсенал практик для отражения нападения с риском для нападающей стороны. Для того, чтобы добиться быстрого и эффективного переноса отражающей нападение платформы используют самые разные игровые приемы: выпады, броски со скольжением, вышагивания и пр.
Развитие скорости принятия решений поможет в моменте ориентироваться и выбирать оптимальный способ переноса платформы так быстро, чтобы успевать при необходимости изменить позу до касания мяча. При этом важно перегруппировываться без потери фокуса на мяче — не глядя по сторонам и вообще никоим образом не отвлекаясь.
В масштабах команды задача защиты не только отразить нападение, но также предоставить своей стороне возможность перехода в наступление. Поэтому обычно игроков помладше учат целенаправленно отражать прилеты мяча жестким способом; в подростковых командах уже постепенно переводят фокус в сторону приема и контроля мяча в рамках защитных действий; взрослые игроки должны быть нацелены на перехват инициативы, вместо жесткой защиты.
Потенциал защитника, когда он сопоставимо с общим потенциалом развит у каждого игрока в команде, является там самым резервом, способным перевести на качественно новый уровень. Само наличие запаса для продуктивной защиты не означает, что его следует применять при первой же возможности. Своевременность — вот что делает мастеров мастерами, в том числе в командных играх, где ошибка одного может радикально изменить общий ход игры на поле.
Упражнения для развития навыка защитных действий в площадке
Каждый тренер самостоятельно определяет какие навыки игры в защите подтягивать у игроков в соответствии с имеющейся у них базой и уровнем в целом. Но в общем виде порядок разучивания практик защитных действий выглядит следующим образом:
Обучение защитным действиям — непрерывная практика. Имитационные и подводящие упражнения с упором на защиту — отражение и перенаправление мяча — практикуют годами с разной интенсивностью при общей, игровой и интеграционной подготовке спортсменов. Причем по мере выработки навыка задача тренера отслеживать малейшие ошибки и корректировать действия игрока таким образом, чтобы наработанная «школа» не обнулилась, а стала прочным фундаментом для перестроения подхода «на лету».
Упражнения на защиту при всей своей внешней простоте достаточно эффективны за счет направленности на формирования рефлекса, не требующего долгого обдумывания и подготовки к совершению действия. Рассмотрим пример.
Для новичков, только вставших на путь развития себя в волейболе, существует упражнение на отработку рефлекса защиты с решением двух задач — отслеживания движения мяча и реактивной потери равновесия в нужном направлении. Суть упражнения: тренер встает позади игрока, отрабатывающего защиту, его задача в момент удара мягким толчком спину придать защитнику ускорение и направить его. Это буквально выработка условного рефлекса, за счет регулярной практики постепенно защитник сам привыкает стартовать резко и в нужную сторону — без дополнительного стимула со стороны наставника.
В упражнении, где тренер подталкивает защитника со спины, важно и то, что действия наставника для самого неопытного игрока являются сюрпризом. Это буквально тренинг на интуицию и проактивность. Со временем игрок начнет срываться с места раньше, чем получит сигнал, что обусловлено вырабатываемым навыком связывания в единую цепочку наблюдаемых событий. Простыми словами, как у собак Павлова текла слюна на звук колокольчика, игрок неосознанно начинает реагировать на те действия нападающего, которые на первых порах приводят к толчку в спину от наставника. Чем опытнее игрок, тем меньше ему нужны промежуточные стимулы: он готов брать ответственность за то, что говорит его интуиция и внимание.
Перечисленные далее упражнения рассмотрены в порядке, в котором рекомендуется их осваивать и отрабатывать. Для того чтобы обучение было максимально эффективным, практикующий не должен забывать о четырех основных целях практики защитных действий:
Прием мяча с места и в точке завершения движения
Новичков, уже научившихся основам перемещения по площадке, нужно сразу учить принимать мяч в движении. С места рефлекс отбивания срабатывает сам, тут скорее нужно не обучение, а исправление преимущественно неправильной техники: неудобное, плохо зафиксированное положение тела с выносом отражающей платформы за колено. Также распространенная ошибка новичка — отсутствие старта или заторможенная реакция. В обоих случаях нужно наблюдать, пробовать, искать отклик. То, что старт не резкий и не всегда правильный, решит практика и наработка опыта; отсутствие старта само по себе никуда не денется.
На первых порах игрокам никак не обойтись без постоянного контроля наставника. Тренеру надо следить за правильностью стойки, переносом центра тяжести, положением отражающей платформы.
Когда основы будут получаться, можно переходить на следующий уровень — к уже описанному выше упражнению по развитию интуиции. Без умения считывать намерения других игроков и понимания, куда полетит мяч, мастерство защитника развить не получится — будут ложные рывки, много неаккуратных лишних движений.
Стойки и плоскости, в которых работает игрок, обывателю со стороны могут казаться одинаковыми в любой ситуации — не важно, играет он в защите или в нападении. На деле же все гораздо сложнее, что также следует донести до начинающих волейболистов сразу. Причем ключевые отличия между стойками для передачи снизу и при игре в защите надо показать и дать почувствовать, желательно даже несколько раз и на разных ситуативных примерах.
Разница есть не только между стойками, но и между работой с передачами и в защите. Так, при несиловых передачах волейболист двигается в четырех направлениях, а защита назад не ходит. За счет такой специфики для собственного удобства и быстрого старта с места защитники всегда принимают особую стойку с переносом центра тяжести несколько вперед с упором на носки.
Благодаря пониманию разницы между стойками и техникой перемещений новички смогут с первых же попыток правильно выполнять упражнения на приём мяча. Если для тренировки интуиции и реакции будет полезно практиковаться с опытным подающим, то оттачивать основы лучше без резких разрывов в уровне. Когда долго что-то не получается, многие теряют мотивацию и желание заниматься. А поддержание мотивированности и любви к спорту — одна из задач тренера волейбольной команды.
Полезные упражнения для обучения отражению мяча в защите
- Установка защитной платформы с места.
- Защита в шаге.
- Подключение выпадов.
- Скольжение на голени и в бок.
- Кувырок.
- Переворот через спину.
- Скольжение на груди в прыжке.
Обучение защитным действиям — непрерывная практика. Имитационные и подводящие упражнения с упором на защиту — отражение и перенаправление мяча — практикуют годами с разной интенсивностью при общей, игровой и интеграционной подготовке спортсменов. Причем по мере выработки навыка задача тренера отслеживать малейшие ошибки и корректировать действия игрока таким образом, чтобы наработанная «школа» не обнулилась, а стала прочным фундаментом для перестроения подхода «на лету».
Упражнения на защиту при всей своей внешней простоте достаточно эффективны за счет направленности на формирования рефлекса, не требующего долгого обдумывания и подготовки к совершению действия. Рассмотрим пример.
Для новичков, только вставших на путь развития себя в волейболе, существует упражнение на отработку рефлекса защиты с решением двух задач — отслеживания движения мяча и реактивной потери равновесия в нужном направлении. Суть упражнения: тренер встает позади игрока, отрабатывающего защиту, его задача в момент удара мягким толчком спину придать защитнику ускорение и направить его. Это буквально выработка условного рефлекса, за счет регулярной практики постепенно защитник сам привыкает стартовать резко и в нужную сторону — без дополнительного стимула со стороны наставника.
В упражнении, где тренер подталкивает защитника со спины, важно и то, что действия наставника для самого неопытного игрока являются сюрпризом. Это буквально тренинг на интуицию и проактивность. Со временем игрок начнет срываться с места раньше, чем получит сигнал, что обусловлено вырабатываемым навыком связывания в единую цепочку наблюдаемых событий. Простыми словами, как у собак Павлова текла слюна на звук колокольчика, игрок неосознанно начинает реагировать на те действия нападающего, которые на первых порах приводят к толчку в спину от наставника. Чем опытнее игрок, тем меньше ему нужны промежуточные стимулы: он готов брать ответственность за то, что говорит его интуиция и внимание.
Перечисленные далее упражнения рассмотрены в порядке, в котором рекомендуется их осваивать и отрабатывать. Для того чтобы обучение было максимально эффективным, практикующий не должен забывать о четырех основных целях практики защитных действий:
- Научиться срываться и терять равновесие в нужном направлении без задержки на осознанное принятие решения.
- Развить интуицию для предсказания направления полета мяча по микродвижениям нападающего и происходящим на игровом поле в целом.
- Обучиться отражать удары не только в статике, но также в динамике, причем с переносом отражающей платформы целенаправленно в точку приема мяча без потери фокуса на его траектории.
- Сформировать навык перенаправления мяча для изменения игровой ситуации и перевода своей команды из статуса защищающейся в нападающую, для чего нужно уметь не просто отбивать летящий мяч, но передавать его связующему игроку для реализации тактики нападения в защите.
Прием мяча с места и в точке завершения движения
Новичков, уже научившихся основам перемещения по площадке, нужно сразу учить принимать мяч в движении. С места рефлекс отбивания срабатывает сам, тут скорее нужно не обучение, а исправление преимущественно неправильной техники: неудобное, плохо зафиксированное положение тела с выносом отражающей платформы за колено. Также распространенная ошибка новичка — отсутствие старта или заторможенная реакция. В обоих случаях нужно наблюдать, пробовать, искать отклик. То, что старт не резкий и не всегда правильный, решит практика и наработка опыта; отсутствие старта само по себе никуда не денется.
На первых порах игрокам никак не обойтись без постоянного контроля наставника. Тренеру надо следить за правильностью стойки, переносом центра тяжести, положением отражающей платформы.
Когда основы будут получаться, можно переходить на следующий уровень — к уже описанному выше упражнению по развитию интуиции. Без умения считывать намерения других игроков и понимания, куда полетит мяч, мастерство защитника развить не получится — будут ложные рывки, много неаккуратных лишних движений.
Стойки и плоскости, в которых работает игрок, обывателю со стороны могут казаться одинаковыми в любой ситуации — не важно, играет он в защите или в нападении. На деле же все гораздо сложнее, что также следует донести до начинающих волейболистов сразу. Причем ключевые отличия между стойками для передачи снизу и при игре в защите надо показать и дать почувствовать, желательно даже несколько раз и на разных ситуативных примерах.
Разница есть не только между стойками, но и между работой с передачами и в защите. Так, при несиловых передачах волейболист двигается в четырех направлениях, а защита назад не ходит. За счет такой специфики для собственного удобства и быстрого старта с места защитники всегда принимают особую стойку с переносом центра тяжести несколько вперед с упором на носки.
Благодаря пониманию разницы между стойками и техникой перемещений новички смогут с первых же попыток правильно выполнять упражнения на приём мяча. Если для тренировки интуиции и реакции будет полезно практиковаться с опытным подающим, то оттачивать основы лучше без резких разрывов в уровне. Когда долго что-то не получается, многие теряют мотивацию и желание заниматься. А поддержание мотивированности и любви к спорту — одна из задач тренера волейбольной команды.
Полезные упражнения для обучения отражению мяча в защите
Описание | Рекомендации |
Игроки разбиваются на пары, где один выполняет роль передающего, второй — принимающего. В первом варианте упражнения передача выполняется сверху с использованием прострельной техники с ускорением, во втором — броском. | Игроки должны подавать мяч напрямую в партнера, если не новички — можно чуть в сторону и пониже, примерно на уровень колена. |
Прием мячей от более опытных игроков или тренера. | Разница между подающим и принимающим должна быть заметной, но не радикальной, у учащегося должна быть возможность научиться, а не потерять веру в свои силы из-за слишком тяжелых мячей. |
Работа в парах: подающий отправляет мяч с наброса, защитник — принимает. Практика по несколько минут со сменой ролей для переключения внимания. | Защитнику в этом упражнении нужно сосредотачиваться именно на технике: на удержании платформы после приема и собственно стойке. При этом важно, чтобы подающий отправлял мяч прямо на партнера или немного в сторону, чтобы не было долгих пробежек и излишнего утомления вследствие этого. |
В паре защитник бросает мяч партнеру, который делает удар и принимает отскочивший от защитника мяч. Защитнику при этом важно отработать платформу и стойки. | Защитнику надо выполнять строго все требования «опорной модели». От подающего важна точность подачи и скорость. |
В паре один игрок выполняет передачу на удар партнеру, после чего принимает удар в защите. | Важно выполнение требований «опорной модели» и отработка техники приема мяча. |
Помимо парных есть множество групповых упражнений, в которых три и больше игроков могут отрабатывать перепасовку с ударом, защитные комбинации, набросы, перебежки с приемом мяча и выпадом на мяч и пр.
Распространенные ошибки
Распространенные ошибки
- Стойка чаще всего «ломается» поднятыми плечами или смещенным назад центром тяжести.
- Неумение выполнять правильную потерю равновесия вперед, вместо чего игрок совершает напряженный прыжок вверх.
- Ложные выпады из-за неумения угадывать направление удара или рассредоточенности, которая также может быть вызвана банальной усталостью или перетренированностью.
- Небезопасные рывки вперед, вместо контролируемой потери равновесия.
Прием мяча в броске со скольжением
Игроки, постигшие азы игры в защите и активно использующие на площадке перемещений в шаге и выпаде, должны переходить к освоению приема обработки мяча в динамике со скольжением. На первых порах, пока даже стойка не отработана, об этом лучше даже не думать — небезопасная практика для полного новичка. Другое дело волейболисты, демонстрирующие хорошие навыки игры в защите: не боящиеся мяча, обрабатывающие подачи и передачи, спокойно и на уровне рефлексов реагирующие на нападение, следящие за траекторией бросков и пр.
Опять же, пока игрок не отработал работу в динамике на базовом уровне, не следует добавлять ему сложности за счет обучения приемам скольжения. Часто случается, что отсутствие привычки правильной потери равновесия и реагирования приводит к использованию исключительно скольжения. Да, прием хороший, но не универсальный и иногда даже категорически неподходящий для приема мяча в конкретной ситуации.
Скольжение — один из приемов, которым хороший защитник умеет пользоваться для дела, не без необходимости. Отсюда следует, что и медлить с переходом от «опорной модели» также опасно, как спешить. Привыкшие не пользоваться броском и работать на малой площади защитники потом с трудом переучиваются и долгое время показывают не очень хорошие результаты на площадке за счет неумения контролировать больший, чем привычный для новичка, участок. Броски нужны в ситуации, когда для пробежки или прыжка расстояние слишком большое и мяч при этом рискует оказаться низко, как для выброса его методами, известными новичкам.
Обучение приему скольжения на голени начинают с имитации отражения мяча. На старте защитник должен научиться не бояться выбрасывать тело, чувствовать движения, направление, правильно ставить руки и ноги. Практика проводится только в зале с наколенниками и в закрытой одежде. Синяки точно будут, как ни старайся, но и в них тут есть плюс — помогают увидеть, понять, прочувствовать собственные ошибки.
Практика упражнений, имитирующих прием мяча со скольжением на голени, занимает не меньше месяца регулярных тренировок. Обычно сложно научиться приему потому, что сделать правильный и достаточно резкий выброс тела мешает природный инстинкт самосохранения. Он постепенно сходит на нет в этом процессе, когда постепенные планомерные отработки приводят к приему правильного положения тела и безболезненному приземлению без травм.
Опять же, пока игрок не отработал работу в динамике на базовом уровне, не следует добавлять ему сложности за счет обучения приемам скольжения. Часто случается, что отсутствие привычки правильной потери равновесия и реагирования приводит к использованию исключительно скольжения. Да, прием хороший, но не универсальный и иногда даже категорически неподходящий для приема мяча в конкретной ситуации.
Скольжение — один из приемов, которым хороший защитник умеет пользоваться для дела, не без необходимости. Отсюда следует, что и медлить с переходом от «опорной модели» также опасно, как спешить. Привыкшие не пользоваться броском и работать на малой площади защитники потом с трудом переучиваются и долгое время показывают не очень хорошие результаты на площадке за счет неумения контролировать больший, чем привычный для новичка, участок. Броски нужны в ситуации, когда для пробежки или прыжка расстояние слишком большое и мяч при этом рискует оказаться низко, как для выброса его методами, известными новичкам.
Обучение приему скольжения на голени начинают с имитации отражения мяча. На старте защитник должен научиться не бояться выбрасывать тело, чувствовать движения, направление, правильно ставить руки и ноги. Практика проводится только в зале с наколенниками и в закрытой одежде. Синяки точно будут, как ни старайся, но и в них тут есть плюс — помогают увидеть, понять, прочувствовать собственные ошибки.
Практика упражнений, имитирующих прием мяча со скольжением на голени, занимает не меньше месяца регулярных тренировок. Обычно сложно научиться приему потому, что сделать правильный и достаточно резкий выброс тела мешает природный инстинкт самосохранения. Он постепенно сходит на нет в этом процессе, когда постепенные планомерные отработки приводят к приему правильного положения тела и безболезненному приземлению без травм.
Полезные упражнения для отработки скольжения
Описание | Рекомендации |
Исходная позиция: стойка на одной голени, вторая нога отведена в сторону, упор на руки, поставленные перед опорным коленом. Задача заключается в том, чтобы перенести вес тела на руки и сосредоточенно переместить тело в сторону опорного колена. Упражнение делается в обе стороны, чтобы развить их симметрично. | Скольжение при переносе веса тела осуществляется на внешней стороне голени. При этом надо отслеживать положение спины — она должна быть прямой. |
Занять ту же исходную позицию, но вес тела при этом переносится на руки для протаскивания в направлении перед собой. | - |
Встать в ту же стойку, только руками уже отталкиваться для получения скольжения в результате толчка, а не простое перемещение. | Упражнение в основном отрабатывает скорость и рефлекс принятия нужной стойки. |
Из положения в стойке спортсмен по команде тренера выполняет броски тела в направлении, которое указывает наставник. | Практика позволяет развить реакцию и принятие решений о направлении движения на подсознательном уровне без промедления на обдумывание. |
Цикл действий, предполагающий по хлопку прием стойки и бросок в указанном тренером направлении. | С каждым кругом скорость должна увеличиваться. |
Ждем тебя на пробной тренировке в нашей школе волейбола!
Записывайся на пробную тренировку!
Наши тренеры знают как найти подход к каждому ученику