С балансом разобрались: тактики должно быть не меньше и не больше, чем техники. Но как работать над тактикой? Сейчас разберемся, тем более, что порядок тактической подготовки юных волейболистов вполне укладывается в обобщенный пошаговый план.
- Формирование представления о тактических взаимодействиях через имитацию этих взаимодействий под контролем тренера.
- Закрепление понимания через упражнения с не сопротивляющимся соперником, обычно парные.
- Отработка тактических шагов в отрыве от контекста с партнером, при этом уровень противостояния должен быть минимальным — фокус на формировании навыка и отработку автоматической реакции.
- Отработка тех же шагов, но уже в соревновательной форме, когда партнер не подыгрывает и сопротивляется.
- Практика в виде тренировочных игр, возможно также для азарта и разнообразия дополненных некоторой геймификацией процесса.
- Практика в рамках товарищеских встреч с командами соперниками по лиге.
Переходя от этапа к этапу постепенно у игроков формируется и понимание, и представление, и навык, и способность своевременно использовать выученный тактический прием. Сколько времени уделять каждому этапу — зависит от тренера, команды, практикуемого навыка. Обычно на знакомство и имитацию выделяется минимум, на отработку и практику — все остальное.
Знакомство может быть в форме демонстрации на собственном примере или в виде видеоролика. Имитация взаимодействий — разминка на несколько минут. Остальное время, обычно это одно или несколько тренировок, уходит на отработку и практику.
В случае, когда на этапе отработки тактического приема обнаруживаются серьезные пробелы в технической подготовке игроков, их не нагружают техникой. Резкий откат может убить мотивацию. Вместо этого следует попробовать игры и задания, для выполнения которых никак не обойтись из «слабого» навыка.
Например, если тактическое упражнение требует от игрока умения попадать в цель, то можно для «прокачки» умения поиграть в вышибалу или даже побросать мяч в импровизированную мишень. Чем веселее будет занятие, тем меньше волейболисты от него устанут, а значит не потеряют сосредоточения на главном — на тактике — и при этом восполнят недоработки в технике.
Этап отработки навыка с пассивным партнером, четко обозначающим свои намерения и действующим предсказуемо нужен, чтобы «разбудить» мышечную память. Когда же появляется соперник — напарник по упражнению переходит в фазу активного сопротивления — появляется отдушина для практики принятия решений соответственно ситуации. Получается, что согласованные решения типа «когда противник делает так, поступай вот таким вот образом», накопленные на этапе тренировок без сопротивления, при переходе к работе с сопротивляющимся партнером по упражнению игрок учится использовать на свое усмотрение.
От технико-тактической части с активным сопротивлениям в паре важно вовремя перейти к командным практикам. Для начала можно делить на мини-команды и отрабатывать короткие связки по команде тренера, чтобы тем самым убедиться в равной степени готовности каждого из игроков к переходу на следующий этап — практику тактической подготовки в группе.
Когда играет команда, внутри нее не должно быть соперничества — у всех общая цель. Соответственно, этап командной работы позволяет адаптировать наработанные навыки использования тактических связок к взаимодействиям, используемым в реальных играх. Пускай сначала соперник довольно условный — партнеры по команде, но уже это учит разделять присутствующих на площадке на своих и чужих, и использовать это разделение для решения главной стратегической задачи матча — победы.
Дополнительным форматом тактической подготовки юных спортсменов является изучение теории и ведение конспектов. Каркасом для конспектов и возможно даже коротких тематических докладов, могут стать так называемые опорные модели. Ценность их в том, что расписывая в рамках конспекта или доклада плюсы, минусы, особенности каждой, игроки помогают самим себе детальнее разобраться и закрепить знания в голове, а не только в мышцах. Примеры опорных моделей:
- Когда нельзя не подать.
- Куда, в кого, когда и как надо подавать.
- Как распознать, что риск в данной ситуации оправдан.
- Кому надо пасовать в конкретной ситуации на площадке.
- Кому нельзя пасовать в конкретной ситуации на площадке.
- Какие признаки помогают предугадывать направление удара.
Перегружать конспектами не стоит, их все же хватает в школе и не у всех спортсменов с записями в тетради хорошие ассоциации. Но в умеренном количестве конспекты работают.