Тактическая подготовка в волейболе
Полезные статьи и видео о волейболе
Волейбол, в отличие от более модных и коммерчески успешных командных видов спорта, не часто удивляет поклонников необычными тактическими построениями. Так вышло, что накопленным за столетия практики арсеналом тактических средств в полной мере не пользуются ни любительские, ни профессиональные команды. Поэтому тот, кто рискнет отойти от копирования других и будет применять более изощренные тактические решения на площадке, получится весомое конкурентное преимущество перед соперником.
Почему принято упрощать тактику
Распространенные тактические приемы потому так легко копируют не только профессиональные, но даже подростковые любительские волейбольные команды, что сделать это не сложно. Упрощать взаимодействия до схем, понятных даже новичку, тренеров вынуждают ошибки, совершаемые игроками на разных этапах взаимодействия в процессе игры. Логика простая: меньше сложностей — меньше ошибок. Но как известно, простая — не значит единственно верная.
Действительно, в простых взаимодействиях сложнее ошибиться. Только нюанс в том, что именно считать простым. Ведь чем больше отрабатывается в практике тот или иной прием, тем меньше ресурсов мозг затрачивает на его воспроизведение. Мышечная память в некотором роде упрощает сложное, делая его простым для конкретного игрока. Соответственно это можно использовать для переформатирования заезженных тактик. Ведь так?
Сколько угодно сложные взаимодействия при их должной отработке превращаются в простые и привычные. Даже в концовках матчей и партий, когда цена ошибки максимально высокая, сочетание накопленного опыта и развитый двигательный навык могут спасти ситуацию и не стать причиной грандиозного провала из-за наигранности взаимодействий.
Что в волейболе подразумевается под тактической подготовкой
В самом понятии тактическая подготовка, применительно к противостоянию на волейбольной площадке, заложен понятный всем смысл — освоение игроками средств и способов ведения спортивной борьбы. Причем тут стоит подчеркнуть, что тактическая подготовка — это не теория и немного практики, а наоборот. Только через наработку практического опыта и циклическое повторение определенных действий спортсмен может «записать в память» каждое движение, как будто бы превратив их в условный рефлекс.
Сама по себе практика, когда непонятно что и для чего конкретно делается, тоже работать не будет. Фиксация действий происходит под влиянием повышенной мотивированности, в случае со спортом — воли к победе. Соответственно, прежде чем погружать команду в нюансы сложных тактических связок, тренеру полезно разжечь в игроках жажду первенства и азарт, которые уже настроят на нужную волну.
Со стороны попытки наставника разжечь в команде огонь желания победить могут смотреться странно. Но все эти девизы, речевки, лекции про важность поддержания командного духа работают и дают результат. Только результат выражается не во внезапно раскрывающихся у игроков талантов, как показывают в фильмах о спортсменах, а в разжигании интереса. Этот самый интерес «переключает» на нужную волну, на которой уже волейболисты готовы работать для «победы головой».
Тактическая подготовка в волейболе — это в каком-то смысле перестройка мышления. Вопреки стереотипу, спортсмены побеждают не благодаря многочасовым повторениям упражнения, а за счет понимания того, что и для чего они делают. Недостаточно уметь делать рывок со скольжением для молниеносного перемещения по площадку — нужно понимать в какой момент его сделать. Это понимание как раз и говорит о способности конкретного игрока на ходу выстраивать тактику игры и без слов вовлекать в нее других членов команды в моменте — без перерыва на обдумывание и согласование планов.
В работе с юными спортсменами, особенно начинающими, проще за счет отсутствия у них огромного багажа разнопланового опыта и собственного мнения по любому вопросу. Но и тут не без подводных камней. Подростки готовы и способны учиться сочетать работу рук и головы на площадке, но для этого у них бывает маловат запас приемов в арсенале. Соответственно, на изучение тактических систем с обоснованием и объяснением каждой подросткам уходит больше времени.
Объяснять схемы понятным языком и прорабатывать их для того, чтобы убедиться в понимании со стороны каждого игрока нужно для того, чтобы положить эти знания в актив. Пассивная теория лежит в закромах памяти так глубоко, что в молниеносном круговороте события матча вытащить ее вовремя не всегда удается. Другое дело активный раздел, который и нужно забивать идеями первой необходимости. А для «упаковки» тактической схемы в актив нужно ее именно понять, иначе воплотить ее в реальной ситуации уместно и точно просто не получится.
В идеальном мире тренер постепенно обучает команду всем основным системам игры, а каждый игрок накапливает опыт и навыки для игры в каждой зоне. Обычно добиться этого удается только с игроками, начавшими играть еще в детстве. Но и стартовавших позже не стоит сбрасывать со счетов, из них при правильном подходе к учебе также получаются гениальные тактики волейбольного поля.
Сама по себе практика, когда непонятно что и для чего конкретно делается, тоже работать не будет. Фиксация действий происходит под влиянием повышенной мотивированности, в случае со спортом — воли к победе. Соответственно, прежде чем погружать команду в нюансы сложных тактических связок, тренеру полезно разжечь в игроках жажду первенства и азарт, которые уже настроят на нужную волну.
Со стороны попытки наставника разжечь в команде огонь желания победить могут смотреться странно. Но все эти девизы, речевки, лекции про важность поддержания командного духа работают и дают результат. Только результат выражается не во внезапно раскрывающихся у игроков талантов, как показывают в фильмах о спортсменах, а в разжигании интереса. Этот самый интерес «переключает» на нужную волну, на которой уже волейболисты готовы работать для «победы головой».
Тактическая подготовка в волейболе — это в каком-то смысле перестройка мышления. Вопреки стереотипу, спортсмены побеждают не благодаря многочасовым повторениям упражнения, а за счет понимания того, что и для чего они делают. Недостаточно уметь делать рывок со скольжением для молниеносного перемещения по площадку — нужно понимать в какой момент его сделать. Это понимание как раз и говорит о способности конкретного игрока на ходу выстраивать тактику игры и без слов вовлекать в нее других членов команды в моменте — без перерыва на обдумывание и согласование планов.
В работе с юными спортсменами, особенно начинающими, проще за счет отсутствия у них огромного багажа разнопланового опыта и собственного мнения по любому вопросу. Но и тут не без подводных камней. Подростки готовы и способны учиться сочетать работу рук и головы на площадке, но для этого у них бывает маловат запас приемов в арсенале. Соответственно, на изучение тактических систем с обоснованием и объяснением каждой подросткам уходит больше времени.
Объяснять схемы понятным языком и прорабатывать их для того, чтобы убедиться в понимании со стороны каждого игрока нужно для того, чтобы положить эти знания в актив. Пассивная теория лежит в закромах памяти так глубоко, что в молниеносном круговороте события матча вытащить ее вовремя не всегда удается. Другое дело активный раздел, который и нужно забивать идеями первой необходимости. А для «упаковки» тактической схемы в актив нужно ее именно понять, иначе воплотить ее в реальной ситуации уместно и точно просто не получится.
В идеальном мире тренер постепенно обучает команду всем основным системам игры, а каждый игрок накапливает опыт и навыки для игры в каждой зоне. Обычно добиться этого удается только с игроками, начавшими играть еще в детстве. Но и стартовавших позже не стоит сбрасывать со счетов, из них при правильном подходе к учебе также получаются гениальные тактики волейбольного поля.
Задачи тактической подготовки волейбольных команд
Именно умение действовать гибко и на лету адаптироваться к ситуации на площадке определяет успешность волейболиста. Технику броска, прыжок, реакцию можно развить у каждого, но именно составляющие того, что называется тактическим мышлением, работают как нужно исключительно у тех, кто обладает должным потенциалом.
Чем лучше развито тактическое мышление у волейболиста, тем больше у него шансов вырасти в профессионального игрока. Тактическое мышление — комплексный навык, складывающийся из наблюдательности, предприимчивости, решительности, творческого подхода и умения трезво оценивать ситуацию в целом. Причем перечисленное без связки с реактивностью — умением не только понимать что нужно делать, но и собственно это делать, — ни к чему. Тактика должна развиваться вместе с двигательным навыком как единое целое.
Двигательный навык улучшается через формирование стойких нейронных связей. В свою очередь нейронные связи упрочняются благодаря систематическому повторению некоторого действия. Потому и нужно не только разбирать тактические схемы, их плюсы, минусы, сложности, но также отрабатывать их раз за разом. Наставнику только надо внимательно отслеживать момент с тем, чтобы игроки точно и внятно понимали зачем делают те или иные упражнения. Отработка без понимания — механически, бездумно, — никак не поможет и даже может навредить, добавив усталости и снизив мотивацию.
Любые практики должны закрепляться на четырех уровнях:
Уровень осознания происходящего и распределение внимания с выбором нужных приоритетов спасают от потери фокуса и панических действий. В этом надо не переборщить ни в одну из сторон. Потеря фокуса и уход в себя — плохая практика, когда вокруг кипят страсти вокруг желания каждой команды победить. Но и слишком сильное сосредоточение на происходящем способно привести к быстрому переутомлению и неспособности реагировать, подстраиваться под действия членов команды и не тянуть одеяло на себя.
Калибровка действий — это реактивность в чистом виде. Умение анализировать постфактум волейболисту на руку не сыграет. Ценность только в той реакции, которая отвечает ситуации «здесь и сейчас». Часто на площадке приходится изменять поведение, откликаясь в реальном времени на то, что происходит вокруг. Если не развить этот навык, в заученных схемах тактического построения не будет никакого толку.
Чем лучше развито тактическое мышление у волейболиста, тем больше у него шансов вырасти в профессионального игрока. Тактическое мышление — комплексный навык, складывающийся из наблюдательности, предприимчивости, решительности, творческого подхода и умения трезво оценивать ситуацию в целом. Причем перечисленное без связки с реактивностью — умением не только понимать что нужно делать, но и собственно это делать, — ни к чему. Тактика должна развиваться вместе с двигательным навыком как единое целое.
Двигательный навык улучшается через формирование стойких нейронных связей. В свою очередь нейронные связи упрочняются благодаря систематическому повторению некоторого действия. Потому и нужно не только разбирать тактические схемы, их плюсы, минусы, сложности, но также отрабатывать их раз за разом. Наставнику только надо внимательно отслеживать момент с тем, чтобы игроки точно и внятно понимали зачем делают те или иные упражнения. Отработка без понимания — механически, бездумно, — никак не поможет и даже может навредить, добавив усталости и снизив мотивацию.
Любые практики должны закрепляться на четырех уровнях:
- Двигательный, отвечающий за понимание как нужно делать;
- Аналитический — понимание, что происходит в моменте произойдет в результате выполнения действия;
- Уровень осознания — способность объяснить свое решение и аргументировать выбор;
- Уровень калибровки действий — умение в процессе корректировать поведение и тактику относительно происходящему на площадке.
Разберем каждую составляющую тактического подхода к действию на волейбольной площадке немного подробнее и начнем с уровня выполнения движений. На уровне биомеханики точность движений может быть только наработана в результате практики. Никак иначе, чем бросая мяч, нельзя научиться делать это без промахов и в нужную точку. Это касается и любых других тактических взаимодействий — от выбора позиции до организации сложных систем передачи мяча.
Уровень осознания происходящего и распределение внимания с выбором нужных приоритетов спасают от потери фокуса и панических действий. В этом надо не переборщить ни в одну из сторон. Потеря фокуса и уход в себя — плохая практика, когда вокруг кипят страсти вокруг желания каждой команды победить. Но и слишком сильное сосредоточение на происходящем способно привести к быстрому переутомлению и неспособности реагировать, подстраиваться под действия членов команды и не тянуть одеяло на себя.
Калибровка действий — это реактивность в чистом виде. Умение анализировать постфактум волейболисту на руку не сыграет. Ценность только в той реакции, которая отвечает ситуации «здесь и сейчас». Часто на площадке приходится изменять поведение, откликаясь в реальном времени на то, что происходит вокруг. Если не развить этот навык, в заученных схемах тактического построения не будет никакого толку.
Как научить команду «играть головой»
Заставлять, вынуждать, давить, угрожать — плохие практики, которые срабатывают только в подростковых комедиях о местечковых командах, внезапно ставших чемпионами страны благодаря беспринципному тренеру-садисту. На практике научить команду использовать на площадке не только мышечную память, но и сознание, можно только через вовлечение и постоянное поддержание двусторонней связи с каждым игроком.
Тактическое мышление работает тем эффективнее, чем лучше себя чувствует игрок. Уставший волейболист, не уверенный в себе и своей команде, при прочих равных будет сильно уступать в скорости и способности трезво принимать решения своему отдохнувшему и уверенному сопернику. Отсюда вытекает важность отслеживания психологического комфорта членов команды.
Инициатива не должна быть наказуемой. Положительное подкрепление работает лучше наказания за проступки. Когда игрока, особенно ребенка, ругают за принятое самостоятельно решение, он с каждым следующим таким случаем все реже будет стремиться к принятию ответственности и какие-то нестандартные действия. Тренер, конечно, может работать с командой как с марионетками, неукоснительно исполняющими его рекомендации, но большие игроки в таком климате не вырастают.
Знать, как сделать что-либо, не то же самое, что сделать это в нужный момент. Поэтому, когда тренер акцентирует внимание на том, что ни раз говорил о чем-либо, но его все равно не слушают, это свидетельствует лишь о неумении его правильно доносить и учить. Просто рассказывать, особенно в ультимативной форме или вскользь без объяснения сути, всегда недостаточно, особенно когда дело касается тактической подготовки спортсменов. Полезнее все сказанное закреплять на практике, причем не одноразовой, а периодически повторяемой.
Поощрение самостоятельности, когда она уместна, способствует росту и развитию командного игрока. Все то же положительное подкрепление, полученное в качестве отклика на уместно принятое и реализованное решение, дает плюс к развитию самостоятельности и лидерских качеств. Инициативность и умение организоваться и организовать других без помощи наставника — важный этап развития волейболиста не как исполнителя, а как самостоятельного игрока.
Тактическое мышление работает тем эффективнее, чем лучше себя чувствует игрок. Уставший волейболист, не уверенный в себе и своей команде, при прочих равных будет сильно уступать в скорости и способности трезво принимать решения своему отдохнувшему и уверенному сопернику. Отсюда вытекает важность отслеживания психологического комфорта членов команды.
Инициатива не должна быть наказуемой. Положительное подкрепление работает лучше наказания за проступки. Когда игрока, особенно ребенка, ругают за принятое самостоятельно решение, он с каждым следующим таким случаем все реже будет стремиться к принятию ответственности и какие-то нестандартные действия. Тренер, конечно, может работать с командой как с марионетками, неукоснительно исполняющими его рекомендации, но большие игроки в таком климате не вырастают.
Знать, как сделать что-либо, не то же самое, что сделать это в нужный момент. Поэтому, когда тренер акцентирует внимание на том, что ни раз говорил о чем-либо, но его все равно не слушают, это свидетельствует лишь о неумении его правильно доносить и учить. Просто рассказывать, особенно в ультимативной форме или вскользь без объяснения сути, всегда недостаточно, особенно когда дело касается тактической подготовки спортсменов. Полезнее все сказанное закреплять на практике, причем не одноразовой, а периодически повторяемой.
Поощрение самостоятельности, когда она уместна, способствует росту и развитию командного игрока. Все то же положительное подкрепление, полученное в качестве отклика на уместно принятое и реализованное решение, дает плюс к развитию самостоятельности и лидерских качеств. Инициативность и умение организоваться и организовать других без помощи наставника — важный этап развития волейболиста не как исполнителя, а как самостоятельного игрока.
Что будет, если игнорировать важность тактической подготовки
В работе с детскими волейбольными командами допускается уделять меньше времени тактической подготовке. Но в таком случае при переходе на другой уровень по мере взросления игрокам будет все тяжелее реализоваться из-за недостаточно развитой самоорганизации, решительности, умения оценить ситуацию и ответить на нее действием.
Недоразвитие тактического мышления у детей и подростков не дает им в полной мере реализовать свой потенциал. Как бы качественно ни прорабатывали они механические действия, от этого немного пользы, если не уметь быстро переключаться на них и использовать в командном взаимодействии. То есть, экономия времени для тактического развития не лучшим образом сказывается на команде в целом — ее перспективах, сплоченности, использовании потенциала к росту.
Приведем простой пример: игроки разобрали некоторую тактическую схему, отработали ее. Но после игры, когда тренер спросил, почему не воспользовались, признались, что собственно не смогли понять в чем ее преимущество над сыгранной. Это явно указывает на то, что отработка, особенно разовая, не гарантирует понимания тактической схемы и тем более не позволяет одним махом внедрить ее в практику.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что единственный способ воспитать по-настоящему сильную команду — балансировать нагрузки на грани работы над тактикой и техникой. Техника без тактики не способствует организации команды и развитию ее реактивности. Тогда как тактика без техники приводит к деградации навыка, из-за чего получается то самое «могу объяснить, не могу сделать».
Недоразвитие тактического мышления у детей и подростков не дает им в полной мере реализовать свой потенциал. Как бы качественно ни прорабатывали они механические действия, от этого немного пользы, если не уметь быстро переключаться на них и использовать в командном взаимодействии. То есть, экономия времени для тактического развития не лучшим образом сказывается на команде в целом — ее перспективах, сплоченности, использовании потенциала к росту.
Приведем простой пример: игроки разобрали некоторую тактическую схему, отработали ее. Но после игры, когда тренер спросил, почему не воспользовались, признались, что собственно не смогли понять в чем ее преимущество над сыгранной. Это явно указывает на то, что отработка, особенно разовая, не гарантирует понимания тактической схемы и тем более не позволяет одним махом внедрить ее в практику.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что единственный способ воспитать по-настоящему сильную команду — балансировать нагрузки на грани работы над тактикой и техникой. Техника без тактики не способствует организации команды и развитию ее реактивности. Тогда как тактика без техники приводит к деградации навыка, из-за чего получается то самое «могу объяснить, не могу сделать».
Практические советы и рекомендации
Текст обладает структуройСначала техника, потом — тактика, повторить. Такой циклический подход работает лучше, чем когда круг действий начинается с тактики. Забитая тактическими нюансами голова спортсмена не так легко откликается на необходимость строить нейронные связи для фиксации двигательных навыков.
Начинать работать над тактическим мышлением спортсмену нужно не раньше, чем он сможет уверенно использовать базовый набор двигательных навыков в динамике. Наставник может заметить готовность новичка погружаться в основы работы на площадке не только руками и ногами, но также головой, по активности того в игровых тренировках. Если техника волейболиста остается правильно не только в отрыве от игры, но и в тренировочном матче, он готов к переходу на новый уровень.
Переводить фокус с занятий тактикой обратно к технике двигательных активностей следует не дожидаясь, пока игрок начнет откровенно халтурить в четкости движений. Лучше действовать превентивно: уменьшать занятия по тактике и усиливать нагрузку упражнениями на двигательную активность циклично периодами. Например, если игрок уже пользуется полученными знаниями тактики в игре, то прежде чем выдавать ему порцию новых, полезно проработать техническую сторону поведения на площадке.
Поддерживать интерес волейболистов так же важно, как заботиться об их разностороннем развитии. Перегрузки, стрессы, отсутствие видимого прогресса, однообразие — набор факторов, способных однозначно негативно отразиться на интересе к тренировкам. Случаев, когда перспективные игроки забрасывают спорт из-за недостатка мотивации и скуки, так много, что не перечислить.
Начинать работать над тактическим мышлением спортсмену нужно не раньше, чем он сможет уверенно использовать базовый набор двигательных навыков в динамике. Наставник может заметить готовность новичка погружаться в основы работы на площадке не только руками и ногами, но также головой, по активности того в игровых тренировках. Если техника волейболиста остается правильно не только в отрыве от игры, но и в тренировочном матче, он готов к переходу на новый уровень.
Переводить фокус с занятий тактикой обратно к технике двигательных активностей следует не дожидаясь, пока игрок начнет откровенно халтурить в четкости движений. Лучше действовать превентивно: уменьшать занятия по тактике и усиливать нагрузку упражнениями на двигательную активность циклично периодами. Например, если игрок уже пользуется полученными знаниями тактики в игре, то прежде чем выдавать ему порцию новых, полезно проработать техническую сторону поведения на площадке.
Поддерживать интерес волейболистов так же важно, как заботиться об их разностороннем развитии. Перегрузки, стрессы, отсутствие видимого прогресса, однообразие — набор факторов, способных однозначно негативно отразиться на интересе к тренировкам. Случаев, когда перспективные игроки забрасывают спорт из-за недостатка мотивации и скуки, так много, что не перечислить.
Обобщенный план тактической подготовки волейбольной команды
С балансом разобрались: тактики должно быть не меньше и не больше, чем техники. Но как работать над тактикой? Сейчас разберемся, тем более, что порядок тактической подготовки юных волейболистов вполне укладывается в обобщенный пошаговый план.
Знакомство может быть в форме демонстрации на собственном примере или в виде видеоролика. Имитация взаимодействий — разминка на несколько минут. Остальное время, обычно это одно или несколько тренировок, уходит на отработку и практику.
В случае, когда на этапе отработки тактического приема обнаруживаются серьезные пробелы в технической подготовке игроков, их не нагружают техникой. Резкий откат может убить мотивацию. Вместо этого следует попробовать игры и задания, для выполнения которых никак не обойтись из «слабого» навыка.
Например, если тактическое упражнение требует от игрока умения попадать в цель, то можно для «прокачки» умения поиграть в вышибалу или даже побросать мяч в импровизированную мишень. Чем веселее будет занятие, тем меньше волейболисты от него устанут, а значит не потеряют сосредоточения на главном — на тактике — и при этом восполнят недоработки в технике.
Этап отработки навыка с пассивным партнером, четко обозначающим свои намерения и действующим предсказуемо нужен, чтобы «разбудить» мышечную память. Когда же появляется соперник — напарник по упражнению переходит в фазу активного сопротивления — появляется отдушина для практики принятия решений соответственно ситуации. Получается, что согласованные решения типа «когда противник делает так, поступай вот таким вот образом», накопленные на этапе тренировок без сопротивления, при переходе к работе с сопротивляющимся партнером по упражнению игрок учится использовать на свое усмотрение.
От технико-тактической части с активным сопротивлениям в паре важно вовремя перейти к командным практикам. Для начала можно делить на мини-команды и отрабатывать короткие связки по команде тренера, чтобы тем самым убедиться в равной степени готовности каждого из игроков к переходу на следующий этап — практику тактической подготовки в группе.
Когда играет команда, внутри нее не должно быть соперничества — у всех общая цель. Соответственно, этап командной работы позволяет адаптировать наработанные навыки использования тактических связок к взаимодействиям, используемым в реальных играх. Пускай сначала соперник довольно условный — партнеры по команде, но уже это учит разделять присутствующих на площадке на своих и чужих, и использовать это разделение для решения главной стратегической задачи матча — победы.
Дополнительным форматом тактической подготовки юных спортсменов является изучение теории и ведение конспектов. Каркасом для конспектов и возможно даже коротких тематических докладов, могут стать так называемые опорные модели. Ценность их в том, что расписывая в рамках конспекта или доклада плюсы, минусы, особенности каждой, игроки помогают самим себе детальнее разобраться и закрепить знания в голове, а не только в мышцах. Примеры опорных моделей:
- Формирование представления о тактических взаимодействиях через имитацию этих взаимодействий под контролем тренера.
- Закрепление понимания через упражнения с не сопротивляющимся соперником, обычно парные.
- Отработка тактических шагов в отрыве от контекста с партнером, при этом уровень противостояния должен быть минимальным — фокус на формировании навыка и отработку автоматической реакции.
- Отработка тех же шагов, но уже в соревновательной форме, когда партнер не подыгрывает и сопротивляется.
- Практика в виде тренировочных игр, возможно также для азарта и разнообразия дополненных некоторой геймификацией процесса.
- Практика в рамках товарищеских встреч с командами соперниками по лиге.
Знакомство может быть в форме демонстрации на собственном примере или в виде видеоролика. Имитация взаимодействий — разминка на несколько минут. Остальное время, обычно это одно или несколько тренировок, уходит на отработку и практику.
В случае, когда на этапе отработки тактического приема обнаруживаются серьезные пробелы в технической подготовке игроков, их не нагружают техникой. Резкий откат может убить мотивацию. Вместо этого следует попробовать игры и задания, для выполнения которых никак не обойтись из «слабого» навыка.
Например, если тактическое упражнение требует от игрока умения попадать в цель, то можно для «прокачки» умения поиграть в вышибалу или даже побросать мяч в импровизированную мишень. Чем веселее будет занятие, тем меньше волейболисты от него устанут, а значит не потеряют сосредоточения на главном — на тактике — и при этом восполнят недоработки в технике.
Этап отработки навыка с пассивным партнером, четко обозначающим свои намерения и действующим предсказуемо нужен, чтобы «разбудить» мышечную память. Когда же появляется соперник — напарник по упражнению переходит в фазу активного сопротивления — появляется отдушина для практики принятия решений соответственно ситуации. Получается, что согласованные решения типа «когда противник делает так, поступай вот таким вот образом», накопленные на этапе тренировок без сопротивления, при переходе к работе с сопротивляющимся партнером по упражнению игрок учится использовать на свое усмотрение.
От технико-тактической части с активным сопротивлениям в паре важно вовремя перейти к командным практикам. Для начала можно делить на мини-команды и отрабатывать короткие связки по команде тренера, чтобы тем самым убедиться в равной степени готовности каждого из игроков к переходу на следующий этап — практику тактической подготовки в группе.
Когда играет команда, внутри нее не должно быть соперничества — у всех общая цель. Соответственно, этап командной работы позволяет адаптировать наработанные навыки использования тактических связок к взаимодействиям, используемым в реальных играх. Пускай сначала соперник довольно условный — партнеры по команде, но уже это учит разделять присутствующих на площадке на своих и чужих, и использовать это разделение для решения главной стратегической задачи матча — победы.
Дополнительным форматом тактической подготовки юных спортсменов является изучение теории и ведение конспектов. Каркасом для конспектов и возможно даже коротких тематических докладов, могут стать так называемые опорные модели. Ценность их в том, что расписывая в рамках конспекта или доклада плюсы, минусы, особенности каждой, игроки помогают самим себе детальнее разобраться и закрепить знания в голове, а не только в мышцах. Примеры опорных моделей:
- Когда нельзя не подать.
- Куда, в кого, когда и как надо подавать.
- Как распознать, что риск в данной ситуации оправдан.
- Кому надо пасовать в конкретной ситуации на площадке.
- Кому нельзя пасовать в конкретной ситуации на площадке.
- Какие признаки помогают предугадывать направление удара.
Проблемы, с которыми может столкнуться тренер
- Нерешительные, но перспективные воспитанники. В детских командах часто встречаются юные спортсмены, которые ввиду авторитарного воспитания неохотно решаются на проявление инициативы, даже там, где они от этого гарантированно выиграют.
- Авантюризм во всех его проявлениях. Обратная сторона нерешительности — неоправданный риск или неуместное применение практик, которые буквально только что начали изучать.
- Нехватка мотивации. Команда, которая только родилась или несколько раз проиграла, может развалиться из-за недостатка мотивации и веры в общую цель и возможность вырасти.
- Отсутствие дисциплины. В угоду желанию вовлечь игроков, сделать тренировки веселее и более расслабленными, легко потерять дисциплину и вместе с ней — команду.
- Нестабильность. Отсутствие четкой цели, общей для всех, также не способствует сплоченности и мотивированности игроков.
Как оценивать прогресс тактической подготовки
К тому моменту, как юные спортсмены закончат спортивную школу, у них должен сформировать богатый арсенал навыков и тактики командной игры на волейбольной площадке. Каждый должен примерять все роли и хотя бы на базовом уровне уметь играть во всех зонах обеих линий.
Сильная база, которая по сути является полным набором для попадания в профессиональную команду, формируется ни за один год и не только на тренировках, но также в играх в удовольствие. Соответственно, одна из задач тренера научить воспитанников получать удовольствие от игры, даже когда в ней не разыгрывается чемпионский титул или бюджетное место в известном столичном университете.
Помимо контроля посредством оценки эффективности действий игрока на площадке, тренер также может отслеживать развитие тактических навыков и умения оценивать игровую ситуацию при помощи следующего метода. Команде предлагается посмотреть несколько фрагментов игр предстоящего соперника, после чего каждый получает возможность дать свою оценку увиденному.
Например, можно разбить игроков на группы по 2-4 игрока и каждой группе дать свое задание: предложить оценить подачи, защиту, поведение отдельных игроков команды-соперника, используемые тактические приемы. В таком упражнении сочетается и подготовка к игре, и мини-экзамен, дающий тренеру возможность для себя оценить уровень подготовки каждого воспитанника.
Очень полезно всячески вовлекать игроков, независимо от их возраста и опыта игры в волейбол, в планирование стратегии и тактики команды на предстоящем матче. Озвучивание предложений помогает снять блоки на инициативности, усилить веру в себя, а тренер в рамках таких коллективных обсуждений получает возможность заметить таланты и особый подход отдельных игроков. Разумеется, коллективное планирование также благоприятно для усиления сплоченности, командного духа и других когнитивных моментов, полезных для результативности команды и отдельных ее членов.
Сильная база, которая по сути является полным набором для попадания в профессиональную команду, формируется ни за один год и не только на тренировках, но также в играх в удовольствие. Соответственно, одна из задач тренера научить воспитанников получать удовольствие от игры, даже когда в ней не разыгрывается чемпионский титул или бюджетное место в известном столичном университете.
Помимо контроля посредством оценки эффективности действий игрока на площадке, тренер также может отслеживать развитие тактических навыков и умения оценивать игровую ситуацию при помощи следующего метода. Команде предлагается посмотреть несколько фрагментов игр предстоящего соперника, после чего каждый получает возможность дать свою оценку увиденному.
Например, можно разбить игроков на группы по 2-4 игрока и каждой группе дать свое задание: предложить оценить подачи, защиту, поведение отдельных игроков команды-соперника, используемые тактические приемы. В таком упражнении сочетается и подготовка к игре, и мини-экзамен, дающий тренеру возможность для себя оценить уровень подготовки каждого воспитанника.
Очень полезно всячески вовлекать игроков, независимо от их возраста и опыта игры в волейбол, в планирование стратегии и тактики команды на предстоящем матче. Озвучивание предложений помогает снять блоки на инициативности, усилить веру в себя, а тренер в рамках таких коллективных обсуждений получает возможность заметить таланты и особый подход отдельных игроков. Разумеется, коллективное планирование также благоприятно для усиления сплоченности, командного духа и других когнитивных моментов, полезных для результативности команды и отдельных ее членов.
Вывод: тактическая подготовка это важно, но только в паре с работой над техникой
Тренер в течение всего времени пребывания игрока в команде должен отслеживать его индивидуальный прогресс и помогать ему стабильно расти. При этом именно тактическая подготовка в плане развития волейболиста, сколько бы ему ни было лет, является тем самым опорным каркасом для роста и набора ценности для команды и спорта в целом.
Активное участие и инициативу в построении тактики игры команды тренер принимает только на ранних этапах — пока игроки еще новички и несыгранные друг с другом. Чем больше развиты игроки технически, тем больше у них должно быть возможностей для проявления инициативы и практики самостоятельного использования тактических методов.
Предоставление свободы действий на площадке не отменяет необходимости в дисциплине на тренировках. Это так же верно, как невозможность усвоение тактики исключительно на практике — без теории. Юным игрокам будет полезно периодически отвлекаться от игры на ведение конспекта и подготовку докладов для выступления перед командой. Еще один вариант теоретических упражнений — совместный просмотр и обсуждение игр, причем как своих, так и других команд.
Основное внимание при развитии тактических навыков у игроков волейбольной команды нужно уделять четырем ключевым аспектам: совершенствованию техники, развитию аналитических способностей, совершенствованию способностей принимать решения и брать на себя ответственность, а также проработке когнитивных навыков и командной игры, как процесса коммуникации между игроками с общей целью.
Активное участие и инициативу в построении тактики игры команды тренер принимает только на ранних этапах — пока игроки еще новички и несыгранные друг с другом. Чем больше развиты игроки технически, тем больше у них должно быть возможностей для проявления инициативы и практики самостоятельного использования тактических методов.
Предоставление свободы действий на площадке не отменяет необходимости в дисциплине на тренировках. Это так же верно, как невозможность усвоение тактики исключительно на практике — без теории. Юным игрокам будет полезно периодически отвлекаться от игры на ведение конспекта и подготовку докладов для выступления перед командой. Еще один вариант теоретических упражнений — совместный просмотр и обсуждение игр, причем как своих, так и других команд.
Основное внимание при развитии тактических навыков у игроков волейбольной команды нужно уделять четырем ключевым аспектам: совершенствованию техники, развитию аналитических способностей, совершенствованию способностей принимать решения и брать на себя ответственность, а также проработке когнитивных навыков и командной игры, как процесса коммуникации между игроками с общей целью.
Ждем тебя на пробной тренировке в нашей школе волейбола!
Записывайся на пробную тренировку!
Наши тренеры знают как найти подход к каждому ученику