Методические рекомендации по начальному обучению детей и подростков игре в волейбол
Полезные статьи и видео о волейболе
Тренеры ДЮСШ и школьных секций волейбола не просто учат играть, но дают базу для раскрытия своего потенциала с перспективой попадания в профессиональную команду. Для этого с первого занятия в спортзале и до окончания спортивной или общеобразовательной школы тренировки строятся в рамках единого сценария. Каждый этап сценария комплексный – сформированный таким образом, чтобы соблюдать баланс физического развития юного спортсмена и его технико-тактических навыков. При этом тренер должен быть для детей не только педагогом, но также наставником и воспитателем.
Традиционная методика обучения детей игре в волейбол – это концентрат знаний и опыта, накопленного за последние несколько десятилетий. Но при всем обилии сильных сторон подхода, полученного «в наследство», он также имеет и слабые места. Например, если авторская методика тренера помогла ему взрастить много успешных спортсменов с хорошей карьерой, это отнюдь не говорит об эффективности подхода. Не факт, что он сработает на других детях, растущих в отличающихся культурных или финансовых условиях. Но чтобы увидеть такие возможные расхождения, нужно хотя бы в общих чертах понимать суть традиционной методики.
Традиционная методика обучения детей игре в волейбол – это концентрат знаний и опыта, накопленного за последние несколько десятилетий. Но при всем обилии сильных сторон подхода, полученного «в наследство», он также имеет и слабые места. Например, если авторская методика тренера помогла ему взрастить много успешных спортсменов с хорошей карьерой, это отнюдь не говорит об эффективности подхода. Не факт, что он сработает на других детях, растущих в отличающихся культурных или финансовых условиях. Но чтобы увидеть такие возможные расхождения, нужно хотя бы в общих чертах понимать суть традиционной методики.
Что однозначно не подлежит сомнению в традиционной методике обучения в волейбольных секциях
Принципы спортивной тренировки и обучения в целом – это доступность для понимания и выполнения, регулярность, наглядность, применимость, сознательность. В том, что они работают, сомневаться не приходится. Можно взять любой вид спорта или вообще любую деятельность, выполнению которой нужно обучить кого-либо, и в обучении в той или иной мере проявятся черты вышеупомянутых принципов. Они взялись не с потолка. Важность повторения и пользу упрощений ученые доказали еще в прошлом столетии, а о ценности сознательности в занятиях говорили еще в Древней Греции.
Движение от простого к сложному – еще один принцип работы с юными спортсменами. Он применим далеко за пределами обучения игре в волейбол. Начинающие тренеры иногда совершают ошибку – ускоряют процесс подготовки в угоду детской скуке. База, формируемая на начальном этапе обучения, может казаться ученикам слишком простой и оттого неинтересной. Только это не делает их готовыми проскочить ее и сразу перейти на уровень выше. Обход простого и переход сразу к сложному – скорее проблема, из-за которой всегда сложнее ставить технику и прививать дисциплину.
Последовательная подготовка детей к командной игре – сначала тренировки в парах, потом в тройках и т. д. Любому, кто никогда или же долгое время не имел опыта командной деятельности, тяжело перестроить мышление. Новички, стремящиеся перехватить мяч и обработать его без посторонней помощи, делают так не специально. К надежде только на самого себя толкает мозг, не готовый понять принцип командного взаимодействия. Так что давать ученикам на уроках физкультуры несколько минут поиграть в волейбол в удовольствие — не то же самое, что готовить юных спортсменов к выступлению командой на соревнованиях. На последнее нужно куда больше времени и строгое следование традиционной методике по части последовательности в тренировках командных взаимодействий.
Слабые места традиционного подхода
Начнем с того, что перечисленные дальше слабые места традиционного подхода к подготовке юных волейболистов вызваны не столько самой методикой, сколько ее пониманием и применением. Чтобы было понятнее, посмотрим первый пример.
Подражание лучшим, как основа подхода, не обязательно позволит получить ожидаемый результат. Даже если педагог-тренер всецело сосредоточится на опыте своих предшественников и поставит во главу угла в тренировочной программе копирование движений и тактик чемпионов разных лет, не факт, что у него получится подготовить сильную юношескую команду.
Совместный просмотр игр и стремление перенять у команд тактики, по итогу давшие выигрышную позицию в конкретной игре или серии игр, могут быть даже вредны. Ведь ситуацию на поле создает совокупность факторов, на большинство из них один игрок и даже вся команда никак не могут повлиять. «Натаскивание» на подсмотренный у успешных волейболистов результат скорее приводит игроков к нервному срыву и переутомлению, чем к совершенствованию.
Игнорирование важности техники – еще одно «наследство» традиционного подхода, которое мешает раскрывать потенциал игроков в полной мере. По непонятной причине ценность техники выполнения приемов в последние годы стала сильно ниже. Тренеры отрабатывают с игроками приемы на уровне, достаточном для безопасной игры на поле, и особенно на этом не сосредотачиваются. Как итог — у игроков копятся ошибки, о которых те могут даже не догадываться. Но именно эти ошибки в совокупности могут как помешать сразу – привести к травме в процессе игры, так и навредить в будущем – усложнить попадание в профессиональный спорт.
Строгий переход от этапа к этапу в рамках тренировочного процесса – это тоже недостаток. Тут как раз та ситуация, когда проблема не в методе, а в его применении. Очередность важна, но не в таком виде, в котором зачастую применяется. Буквально это выглядит, как знаменитое «забудьте все, что знали раньше». То есть накопленный опыт и знания от этапа к этапу не всегда развиваются, а связь между нами со стороны учеников вообще может быть неочевидной.
То, что дети не спрашивают о чем-либо или не приходят своим умом к формированию сложных связок из простых приемов, является вполне нормальным. А вот тренеру, который не уделяет достаточного внимания закреплению навыков и погружению подопечных в суть процесса, полезно будет пересмотреть подход. Стоит сместить вектор со следования календарю и плану занятий в сторону большей гибкости с выделением времени на закрепление результатов, так техника игры юных спортсменов заметно улучшится.
Подражание лучшим, как основа подхода, не обязательно позволит получить ожидаемый результат. Даже если педагог-тренер всецело сосредоточится на опыте своих предшественников и поставит во главу угла в тренировочной программе копирование движений и тактик чемпионов разных лет, не факт, что у него получится подготовить сильную юношескую команду.
Совместный просмотр игр и стремление перенять у команд тактики, по итогу давшие выигрышную позицию в конкретной игре или серии игр, могут быть даже вредны. Ведь ситуацию на поле создает совокупность факторов, на большинство из них один игрок и даже вся команда никак не могут повлиять. «Натаскивание» на подсмотренный у успешных волейболистов результат скорее приводит игроков к нервному срыву и переутомлению, чем к совершенствованию.
Игнорирование важности техники – еще одно «наследство» традиционного подхода, которое мешает раскрывать потенциал игроков в полной мере. По непонятной причине ценность техники выполнения приемов в последние годы стала сильно ниже. Тренеры отрабатывают с игроками приемы на уровне, достаточном для безопасной игры на поле, и особенно на этом не сосредотачиваются. Как итог — у игроков копятся ошибки, о которых те могут даже не догадываться. Но именно эти ошибки в совокупности могут как помешать сразу – привести к травме в процессе игры, так и навредить в будущем – усложнить попадание в профессиональный спорт.
Строгий переход от этапа к этапу в рамках тренировочного процесса – это тоже недостаток. Тут как раз та ситуация, когда проблема не в методе, а в его применении. Очередность важна, но не в таком виде, в котором зачастую применяется. Буквально это выглядит, как знаменитое «забудьте все, что знали раньше». То есть накопленный опыт и знания от этапа к этапу не всегда развиваются, а связь между нами со стороны учеников вообще может быть неочевидной.
То, что дети не спрашивают о чем-либо или не приходят своим умом к формированию сложных связок из простых приемов, является вполне нормальным. А вот тренеру, который не уделяет достаточного внимания закреплению навыков и погружению подопечных в суть процесса, полезно будет пересмотреть подход. Стоит сместить вектор со следования календарю и плану занятий в сторону большей гибкости с выделением времени на закрепление результатов, так техника игры юных спортсменов заметно улучшится.
Почему использование в обучении «моделей сильнейшего спортсмена» не всегда оправдано
Как постепенно становится понятно, ключевой недостаток традиционного подхода в сосредоточенности на некой абстрактной усредненной модели. Эта некоторая догматичность выглядит логично, но работает не для каждого. Усредненный ребенок, пришедший в секцию волейбола, и реальные дети — не одно и то же.
Соответственно не стоит надеяться на то, что будет существовать некий универсальный подход. Понятно, что хочется упростить себе работу и сэкономить время, работая со всеми по единой методике. Только в таком случае не получится раскрыть и трети реально имеющихся талантов, а часть перспективных игроков уйдет из-за скуки или неподходящей по интенсивности нагрузки. В любом случае, мы снова приходим к важности гибкости и индивидуализации подхода.
Модели не работают не только потому, что они довольно абстрактные. Они создаются на основании того, что видно глазу. Буквально, «он согнул локоть на пару градусов сильнее и мяч полетел с большим ускорением». Но та ли взаимосвязано то, что выглядит причиной и следствием? Ведь не все, что можно увидеть или посчитать, оказывается важным для результативной игры.
Движения, которые внешне выглядят одинаково, могут возникать вследствие задействования разных двигательных механизмов. Яркий пример приседания — банальное базовое упражнение, которое при отсутствии внешнего контроля каждый будет делать по своему, тогда как со стороны не специалист разницы может и не увидеть. Потому сосредотачиваться на повторении техники, не погружаясь в реальную биомеханику движений, не эффективно, а иногда даже опасно.
Сам выбор «лучшего игрока», с которого все будут брать пример, происходит не совсем корректно. Обычно модель для подражания выбирают соответственно результативности действий на поле, а не эффективности движений. Тут мы снова возвращаемся к тому, что на результаты игры влияет далеко не только техника конкретного подающего или принимающего. Соответственно, эффективность движений, являющихся достаточно результативными, не обязательно будет высокой. Как часто бывает у юных спортсменов, энергия расходуется нерационально и к концу тренировки или матча результативность сильно подает. Причем происходит это несмотря на то, что играет спортсмен все еще сосредоточенно.
Другой негативный сценарий: сосредоточенность на типовой модели сужает круг возможностей и эффективность падает. Так происходит, когда фокус внимания максимально сужается на тех техниках и приемах, которые работают. Все остальное постепенно отходит на второй план, из-за чего и практикуемые навыки постепенно упрощаются до примитивности. Это как раз тот случай, когда игрок двигается не технично, но так, как ему удобнее.
Усложнять — плохо, но сильно упрощать, разбивая связки на максимально простые элементы, тоже не следует. Примитивные движения легко фиксируются умом и двигательным аппаратом подростка. Чем больше практикуются «кусочки», тем тяжелее потом заставить мозг собрать из этих «осколков» нечто сложное. Так что в развитии двигательных навыков нужно соблюдать баланс без перегибов.
В детском волейболе именно от того, насколько точно игроки двигаются на своей половине поля, зависит исход игры. И те спортсмены, кто изначально сбалансировано развивает связку между телом, мозгом и вестибулярным аппаратов, к старшему возрасту получают преимущество в виде навыка эффективно расходовать энергию. Те же, кто бездумно копирует, стремясь повторить модель без погружения в суть приема, в перспективе получают только накопление ошибок и блоки на пути к росту в спорте.
Соответственно не стоит надеяться на то, что будет существовать некий универсальный подход. Понятно, что хочется упростить себе работу и сэкономить время, работая со всеми по единой методике. Только в таком случае не получится раскрыть и трети реально имеющихся талантов, а часть перспективных игроков уйдет из-за скуки или неподходящей по интенсивности нагрузки. В любом случае, мы снова приходим к важности гибкости и индивидуализации подхода.
Модели не работают не только потому, что они довольно абстрактные. Они создаются на основании того, что видно глазу. Буквально, «он согнул локоть на пару градусов сильнее и мяч полетел с большим ускорением». Но та ли взаимосвязано то, что выглядит причиной и следствием? Ведь не все, что можно увидеть или посчитать, оказывается важным для результативной игры.
Движения, которые внешне выглядят одинаково, могут возникать вследствие задействования разных двигательных механизмов. Яркий пример приседания — банальное базовое упражнение, которое при отсутствии внешнего контроля каждый будет делать по своему, тогда как со стороны не специалист разницы может и не увидеть. Потому сосредотачиваться на повторении техники, не погружаясь в реальную биомеханику движений, не эффективно, а иногда даже опасно.
Сам выбор «лучшего игрока», с которого все будут брать пример, происходит не совсем корректно. Обычно модель для подражания выбирают соответственно результативности действий на поле, а не эффективности движений. Тут мы снова возвращаемся к тому, что на результаты игры влияет далеко не только техника конкретного подающего или принимающего. Соответственно, эффективность движений, являющихся достаточно результативными, не обязательно будет высокой. Как часто бывает у юных спортсменов, энергия расходуется нерационально и к концу тренировки или матча результативность сильно подает. Причем происходит это несмотря на то, что играет спортсмен все еще сосредоточенно.
Другой негативный сценарий: сосредоточенность на типовой модели сужает круг возможностей и эффективность падает. Так происходит, когда фокус внимания максимально сужается на тех техниках и приемах, которые работают. Все остальное постепенно отходит на второй план, из-за чего и практикуемые навыки постепенно упрощаются до примитивности. Это как раз тот случай, когда игрок двигается не технично, но так, как ему удобнее.
Усложнять — плохо, но сильно упрощать, разбивая связки на максимально простые элементы, тоже не следует. Примитивные движения легко фиксируются умом и двигательным аппаратом подростка. Чем больше практикуются «кусочки», тем тяжелее потом заставить мозг собрать из этих «осколков» нечто сложное. Так что в развитии двигательных навыков нужно соблюдать баланс без перегибов.
В детском волейболе именно от того, насколько точно игроки двигаются на своей половине поля, зависит исход игры. И те спортсмены, кто изначально сбалансировано развивает связку между телом, мозгом и вестибулярным аппаратов, к старшему возрасту получают преимущество в виде навыка эффективно расходовать энергию. Те же, кто бездумно копирует, стремясь повторить модель без погружения в суть приема, в перспективе получают только накопление ошибок и блоки на пути к росту в спорте.
Оптимальный подход — сочетание базы традиций и гибкости инноваций на базовом уровне
Создать методику подготовки юных спортсменов с нуля в наше время никак не получится. Опыт предыдущих поколений нельзя игнорировать. Ведь только благодаря нему можно судить об эффективности тех или иных решений. Та же последовательность, постепенность, посильность и пр. непременно становятся основой любой новой методики. Но опираясь на базу традиционного подхода важно грамотно усилить узкие места, о которых мы говорили выше — исключить обобщения, добавить гибкости, предусмотреть механизм закрепления двигательных навыков, сместиться от результативности к эффективности, не теряя баланса.
Методика обучения детей игре в волейбол на уровне спортивной школы или школьной спортивной секции — это дорожная карта, работая с которой тренер понимает, чему он учит и как ему следует это делать. Другими словами, наставник изначально определяется с тем, готовит он чемпионов города в своей возрастной категории или же просто занимает скучающих подростков безопасным хобби. Также для построения собственной дорожной карты он должен в той или иной форме определиться с тем, как он будет работать с воспитанниками: интенсивность тренировок, используемый инвентарь, упражнения, характер методических указаний, система оценки результатов и степень контроля процесса и пр.
Поиск оптимального подхода «на берегу» хорош тем, что понимание целей само по себе диктует порядок действий. Чем лучше будет изначально сформировано понимание условий и целей занятий, тем точнее будут подобраны методы обучения и тем вероятнее поставленных целей удастся достичь. Разумеется, если все это соблюдать, а также не забывать о воспитательном процессе и важности психологической поддержки юных спортсменов.
Методика обучения детей игре в волейбол на уровне спортивной школы или школьной спортивной секции — это дорожная карта, работая с которой тренер понимает, чему он учит и как ему следует это делать. Другими словами, наставник изначально определяется с тем, готовит он чемпионов города в своей возрастной категории или же просто занимает скучающих подростков безопасным хобби. Также для построения собственной дорожной карты он должен в той или иной форме определиться с тем, как он будет работать с воспитанниками: интенсивность тренировок, используемый инвентарь, упражнения, характер методических указаний, система оценки результатов и степень контроля процесса и пр.
Поиск оптимального подхода «на берегу» хорош тем, что понимание целей само по себе диктует порядок действий. Чем лучше будет изначально сформировано понимание условий и целей занятий, тем точнее будут подобраны методы обучения и тем вероятнее поставленных целей удастся достичь. Разумеется, если все это соблюдать, а также не забывать о воспитательном процессе и важности психологической поддержки юных спортсменов.
Закономерности процесса формирования двигательных навыков
Прежде чем учить будущих волейболистов играть, нужно обучить их правильно и безопасно двигаться. Безусловно каждый тренер хоть раз в практике встречался с самородком, который буквально с первого дня прихода в секцию двигается по площадке так, будто посвятил подготовке несколько лет. Но такие самородки редкость, обычно новички приходят если не совсем «деревянными», то явно не готовыми быстро впитать основы техники эффективного движения и работы с мячом.
Для формирования двигательного навыка нужно, чтобы в мозгу сформировалась и закрепилась соответствующая нейронная связь. Но за одно занятие такие связи не возникают, даже когда ученик заявляет, что ему все слишком легко и от того жутко скучно.
Для формирования двигательного навыка нужно, чтобы в мозгу сформировалась и закрепилась соответствующая нейронная связь. Но за одно занятие такие связи не возникают, даже когда ученик заявляет, что ему все слишком легко и от того жутко скучно.
Сделать нейронную связь устойчивой получается только в результате многократных повторений одного и того же движения или связки простых движений. Вспомните то, как маленькие дети учатся орудовать ложкой. Чтобы не промахиваться мимо рта и не проливать содержимое, они много практикуются. Тем самым они заставляют мозг перестраиваться и создавать настолько крепкую нейронную связь, чтобы с возрастом пользоваться столовыми приборами на автомате.
Для формирования именно нужного навыка, а не его имитации, тренеру важно на первых порах тщательно контролировать технику воспитанника. Также при подборе набора упражнений для развития навыков нужно помнить о том, что формирование навыка происходит в несколько фаз. Пропуск любой ухудшает результаты. И хоть выбор упражнений и подходов достаточно широкий, особенно при наличии качественной материально-технической базы, все они должны подбираться системно.
Механизм формирования навыков четырехфазный:
Важный «подводный камень» процесса, о котором легко забыть, это цикличность процесса. По мере формирования двигательного навыка его исполнение все больше отдается на контроль центральной нервной системы, а мозг при этом освобождается для других задач. Именно поэтому ребенок, научившийся ходить, постепенно перестает задумываться о переставлении ног, но изначально именно этим занят его осваивающий ходьбу мозг. Вот только когда движение оказывается нужно расширить, управление мышцами от ЦНС снова переходит к мозгу. Ведь спинальная часть способна работать только с тем, что научилась делать через практику. Все новое, не уложенное в существующие организмы, она тут же делегирует в голову до формирования прочных нейронных связей.
Сразу учиться делать правильно проще и быстрее, чем переучиваться. Достаточно эффективный игрок, если убедить его в необходимости при подаче сгибать руку иначе, сильно просядет в игре. Произойдет это потому, что со стороны его ЦНС он должен получить новый двигательный навык. Вот только головной мозг — ленивый. При любой возможности он будет замечать, что похожий навык есть, и передавать бразды правления ЦНС. И привыкший бить по мячу неправильно игрок будет раз за разом закреплять ошибку, если не станет сосредоточенно с ней бороться практикой правильного удара.
Финальным этапом и целью формирования двигательного навыка является умение им пользоваться для решения конкретных практических задач. По мере развития навыка игрок должен учиться интегрировать его в игру. И тут мы переходим к тому, что тренер должен строить процесс обучения так, чтобы давать поле для экспериментов с освоенными навыками. Сначала научить всем движениям, а потом переходить к их внедрению в игровой процесс — не получится. Без практики, особенно интегрированной в «реальность», любой навык ослабевает — спинной мозг также склонен высвобождать ресурсы и «забывать» ненужное.
Получается, что командные тренировки должны входить в программу с первых же занятий. Иначе детям не только будет скучно каждый раз отрабатывать бессвязные движения, но и эти самые движения не будут как следует закрепляться. Техника — это не четкость движений, а умение уместно применять двигательный навык без потери его эффективности.
Для формирования именно нужного навыка, а не его имитации, тренеру важно на первых порах тщательно контролировать технику воспитанника. Также при подборе набора упражнений для развития навыков нужно помнить о том, что формирование навыка происходит в несколько фаз. Пропуск любой ухудшает результаты. И хоть выбор упражнений и подходов достаточно широкий, особенно при наличии качественной материально-технической базы, все они должны подбираться системно.
Механизм формирования навыков четырехфазный:
- Копирование, которое позволяет первично понять механику движения;
- Концентрация на движении, благодаря которой движение производится уже задействованием преимущественно нужных групп мышц;
- Автоматизация, возникающая как следствие регулярных сосредоточенных повторений в разных условиях;
- Интеграция навыка с его последующим расширением, что предполагает осмысленное его применение для решения смысловых задач.
- Копирует взрослого;
- Корректирует хват ложки и ее положение в пространстве, чтобы успешно доносить кашу до рта;
- При каждом удобном случае хватает ложку, чтобы практиковаться, например, играет в кухню с игрушечной посудой или пытается черпать ложкой воду из кружки;
- Привыкает есть ложкой, понимает, что вилка работает как-то также, и переходит на нее уже гораздо проще — через адаптацию привычных движений.
Важный «подводный камень» процесса, о котором легко забыть, это цикличность процесса. По мере формирования двигательного навыка его исполнение все больше отдается на контроль центральной нервной системы, а мозг при этом освобождается для других задач. Именно поэтому ребенок, научившийся ходить, постепенно перестает задумываться о переставлении ног, но изначально именно этим занят его осваивающий ходьбу мозг. Вот только когда движение оказывается нужно расширить, управление мышцами от ЦНС снова переходит к мозгу. Ведь спинальная часть способна работать только с тем, что научилась делать через практику. Все новое, не уложенное в существующие организмы, она тут же делегирует в голову до формирования прочных нейронных связей.
Сразу учиться делать правильно проще и быстрее, чем переучиваться. Достаточно эффективный игрок, если убедить его в необходимости при подаче сгибать руку иначе, сильно просядет в игре. Произойдет это потому, что со стороны его ЦНС он должен получить новый двигательный навык. Вот только головной мозг — ленивый. При любой возможности он будет замечать, что похожий навык есть, и передавать бразды правления ЦНС. И привыкший бить по мячу неправильно игрок будет раз за разом закреплять ошибку, если не станет сосредоточенно с ней бороться практикой правильного удара.
Финальным этапом и целью формирования двигательного навыка является умение им пользоваться для решения конкретных практических задач. По мере развития навыка игрок должен учиться интегрировать его в игру. И тут мы переходим к тому, что тренер должен строить процесс обучения так, чтобы давать поле для экспериментов с освоенными навыками. Сначала научить всем движениям, а потом переходить к их внедрению в игровой процесс — не получится. Без практики, особенно интегрированной в «реальность», любой навык ослабевает — спинной мозг также склонен высвобождать ресурсы и «забывать» ненужное.
Получается, что командные тренировки должны входить в программу с первых же занятий. Иначе детям не только будет скучно каждый раз отрабатывать бессвязные движения, но и эти самые движения не будут как следует закрепляться. Техника — это не четкость движений, а умение уместно применять двигательный навык без потери его эффективности.
Как найти баланс
Для нахождения баланса в цикле тренировок и совмещения макропроцесса с микропроцессами без ущерба для обоих тренер должен сосредотачивать внимание на все том же ни раз упомянутом балансе. По сути не так важно какие упражнения применяются, важнее как построены процессы в цикле обучения. Атлеты могут качать бицепсы десятком разных упражнений и тренажеров, при этом гарантировано получить результат поможет не какой-то конкретный подход, а корректность применения любого из существующих.
Ни в коем случае нельзя игнорировать то, как дети выполняют упражнения. Тут как раз важна дисциплина, ведь закрепленная не так, как надо, мышечная синергия, если не поставит крест на будущей спортивной карьере, но точно усложнит путь к волейбольному олимпу.
Переучиваться тяжелее, чем учиться. В секциях, где наставники неосмотрительно отвлекаются от контроля каждого спортсмена, часто встречаются игроки, которых нужно переучивать. Изнутри ребенку, не владеющему собственным телом на уровне профессионального спортсмена, тяжело понять правильно ли он делает конкретное упражнение. Разумеется, без внешнего контроля, он будет делать его так, как проще. Иногда такое «проще» обусловлено индивидуальными анатомическими особенностями, но чаще это скорее закрепление ошибок по недосмотру тренера.
Тело и мозг у каждого человека работают по общим законам. Всем без исключения желающим достичь определенных успехов в волейболе нужно сосредотачиваться на правильном выполнении упражнений изначально. Без послаблений вроде «пока буду делать как умею, а потом разберусь в тем, как надо». Тем более, что когда мы говорим о детях, они не только быстро формируют навыки, но и стремительно их утрачивают без должной практики. И некоторый период занятий без внешнего контроля легко может нивелировать наработанный опыт.
Профессиональные тренеры не из вредности уделяют так много внимания контролю техники выполнения движений. Только доведенные до автоматизма правильные движения могут впоследствии стать деталями, из которых будут формироваться связки, применимые в игре в поле. Тот, кто хоть раз играл в команде с новичками, знает, как сложно стоять по одну сторону сетки с людьми, не имеющими понятия о тактике и поведении на поле.
Важная оговорка: подход «от противного» в формировании двигательного навыка не противоречит золотому стандарту стремления строгого соблюдения техники. Внедрение упражнений, явно демонстрирующих неэффективность отработанных с ошибкой движений помогает избегать их. Но тут главное не переусердствовать и подобрать такие демонстрационные примеры, которые явно будут показывать вред и опасность ошибок. Потому что бывают случаи, когда желание тренера показать то, как делать не надо, приводят к противоположному результату. Подростки перенимают «ленивые» шаблоны и учатся уже на них.
Ни в коем случае нельзя игнорировать то, как дети выполняют упражнения. Тут как раз важна дисциплина, ведь закрепленная не так, как надо, мышечная синергия, если не поставит крест на будущей спортивной карьере, но точно усложнит путь к волейбольному олимпу.
Переучиваться тяжелее, чем учиться. В секциях, где наставники неосмотрительно отвлекаются от контроля каждого спортсмена, часто встречаются игроки, которых нужно переучивать. Изнутри ребенку, не владеющему собственным телом на уровне профессионального спортсмена, тяжело понять правильно ли он делает конкретное упражнение. Разумеется, без внешнего контроля, он будет делать его так, как проще. Иногда такое «проще» обусловлено индивидуальными анатомическими особенностями, но чаще это скорее закрепление ошибок по недосмотру тренера.
Тело и мозг у каждого человека работают по общим законам. Всем без исключения желающим достичь определенных успехов в волейболе нужно сосредотачиваться на правильном выполнении упражнений изначально. Без послаблений вроде «пока буду делать как умею, а потом разберусь в тем, как надо». Тем более, что когда мы говорим о детях, они не только быстро формируют навыки, но и стремительно их утрачивают без должной практики. И некоторый период занятий без внешнего контроля легко может нивелировать наработанный опыт.
Профессиональные тренеры не из вредности уделяют так много внимания контролю техники выполнения движений. Только доведенные до автоматизма правильные движения могут впоследствии стать деталями, из которых будут формироваться связки, применимые в игре в поле. Тот, кто хоть раз играл в команде с новичками, знает, как сложно стоять по одну сторону сетки с людьми, не имеющими понятия о тактике и поведении на поле.
Важная оговорка: подход «от противного» в формировании двигательного навыка не противоречит золотому стандарту стремления строгого соблюдения техники. Внедрение упражнений, явно демонстрирующих неэффективность отработанных с ошибкой движений помогает избегать их. Но тут главное не переусердствовать и подобрать такие демонстрационные примеры, которые явно будут показывать вред и опасность ошибок. Потому что бывают случаи, когда желание тренера показать то, как делать не надо, приводят к противоположному результату. Подростки перенимают «ленивые» шаблоны и учатся уже на них.
Как оценивать результаты
Тренировочный цикл — это систематизированный процесс перестройки тела, создания из него эргономичной и экономной расходуемых ресурсов системы для решения игровых задач. Как ни крути, а тренер не должен учить играть, с этим может справиться и улица, и учебник, и видео. Задача наставника в другом — он должен помочь юному игроку сформировать себя именно таким, каким нужно для продуктивной игры в поле.
База в тренировочном процессе — это та самая «начальная» школа двигательных навыков. В ней закладывается управление телом, развитие тех его систем, которые не формируются сами собой на бытовых задачах. Никто с рождения не владеет телом настолько совершенно, чтобы пользоваться его возможностями одинаково хорошо в любых условиях. Тем более, игра в волейбол — это сам по себе процесс не бытовой, требующий особых навыков и умений. Именно их с первых же тренировок осваивают школьники, решившие попробовать себя в волейболе.
Показателем эффективности обучения для спортивной секции является не столько результативность командной игры, сколько подготовленность каждого конкретного ученика. На момент окончания школы у регулярно тренирующихся спортсменов арсенал технико-тактических средств должен быть как минимум таким же, как у профессиональных спортсменов. Единственное, в чем выпускники ДЮСШ будут неизбежно уступать профи — в опыте и стабильности этих навыков, что ожидаемо. Соответственно, именно по этим критериям: от силы ударов, реакции, прыжку и пр. — производится оценка подготовленности. По ним же отбирают в студенческие команды и юношеские сборные.
База в тренировочном процессе — это та самая «начальная» школа двигательных навыков. В ней закладывается управление телом, развитие тех его систем, которые не формируются сами собой на бытовых задачах. Никто с рождения не владеет телом настолько совершенно, чтобы пользоваться его возможностями одинаково хорошо в любых условиях. Тем более, игра в волейбол — это сам по себе процесс не бытовой, требующий особых навыков и умений. Именно их с первых же тренировок осваивают школьники, решившие попробовать себя в волейболе.
Показателем эффективности обучения для спортивной секции является не столько результативность командной игры, сколько подготовленность каждого конкретного ученика. На момент окончания школы у регулярно тренирующихся спортсменов арсенал технико-тактических средств должен быть как минимум таким же, как у профессиональных спортсменов. Единственное, в чем выпускники ДЮСШ будут неизбежно уступать профи — в опыте и стабильности этих навыков, что ожидаемо. Соответственно, именно по этим критериям: от силы ударов, реакции, прыжку и пр. — производится оценка подготовленности. По ним же отбирают в студенческие команды и юношеские сборные.
Малые этапы тренировочного процесса подготовки волейболистов в детских секциях и ДЮСШ
Тренировочный процесс в спорте принято делить на этапы. Причем деление происходит не в привычном смысле, когда по окончании первого этапа происходит переход на второй. Начинается каждый следующий этап по ере закрепления навыков, полученных на предыдущем. Только при этом начала следующего этапа не означает окончание предыдущего, а скорее указывает на необходимость более глубокого погружения в решаемые им задачи.
Снова мы возвращаемся к балансу, который в этом смысле особенно актуален. Тренер, формирующий тренировочную программу, должен обладать достаточными компетенциями для калибровки нагрузки в рамках разных этапов. Проще говоря, ему нужно постоянно отслеживать прогресс, замечать слабые стороны и калибровать нагрузку в сторону перевеса решений задач того или иного этапа подготовки спортсменов. Для понимания разберемся с каждым этапом подробнее.
Этап 1: погружение в основы и подготовка к изучению приемов игры
Для максимального упрощения можно назвать начальный этап подготовки стадией уравнивания физической подготовки игроков внутри секции. У более развитых физически детей и подростков изначально есть некоторая фора перед сверстниками, но если правильно подготовить всех и каждого из учащихся, то есть все шансы отыскать среди «не звездных» новичков настоящие таланты.
Снова мы возвращаемся к балансу, который в этом смысле особенно актуален. Тренер, формирующий тренировочную программу, должен обладать достаточными компетенциями для калибровки нагрузки в рамках разных этапов. Проще говоря, ему нужно постоянно отслеживать прогресс, замечать слабые стороны и калибровать нагрузку в сторону перевеса решений задач того или иного этапа подготовки спортсменов. Для понимания разберемся с каждым этапом подробнее.
Этап 1: погружение в основы и подготовка к изучению приемов игры
Для максимального упрощения можно назвать начальный этап подготовки стадией уравнивания физической подготовки игроков внутри секции. У более развитых физически детей и подростков изначально есть некоторая фора перед сверстниками, но если правильно подготовить всех и каждого из учащихся, то есть все шансы отыскать среди «не звездных» новичков настоящие таланты.
У подготовительного этапа ожидаемо три задачи, которые тренеру и ученикам нужно решить буквально в течение первых нескольких тренировок:
Даже совсем маленькие дети уже умеют на интуитивном уровне отличать заслуженную похвалу, а их биологическая система вознаграждения работает не хуже, чем у взрослых. Нужно только систематизировать и вытащить на поверхность то, что в них и так заложено. То есть, хвалить только за дело, наказывать — за сознательные плохие поступки, доносить до всех равные правила и условия, не давать скидок и укреплять собственный авторитет. Системе вознаграждения такой подход нравится, как и все математически выверенное, что неизбежно сказывается на прогрессе тренировочного процесса в целом.
Выносливость — неотъемлемое качество игрока в волейбол. Можно сколько угодно мощно и точно подавать, но выдыхающийся за пять минут игрок не сможет принести пользы команде. Потому на первых занятиях уделяется так много внимания общей физической подготовке, причем максимально персонализировано. Если один человек отлично прыгает для своего возраста, то ему будет скучно заметно превосходить других на каждой тренировке. Потому будет полезно давать ему побегать или побросать мяч — зависит от его слабых мест. Это очень упрощенный пример, но суть именно в этом.
Упор на тренировки выносливости и общую физическую подготовку на первом этапе тренировочного процесса помимо прочего помогает провести грамотный отсев тех, кто не готов прилагать достаточные усилия. Может быть кто-то уйдет сразу из-за нежелания бегать кроссы и прыгать через снаряды потому, что рассчитывали просто скоротать время. Также некоторые отсеются из-за недостатка потенциала или смены приоритетов. По сути, первый этап — это отбор.
Игровые способности — это не столько понимание сути волейбола, сколько общий потенциал ребенка в стремлении бороться и побеждать. Успехов в спорте добиваются только те, кто изначально понимает суть игры и готов учиться побеждать в ней в рамках определенных правил.
Развитие игровых способностей на первом этапе тренировочного процесса происходит через возбуждение интереса, обоснование важности воли к победе, поиск подходов к ученикам с разными приоритетами. Игры нужно выбирать максимально подвижные, вовлекающие, требующие от участников не только скорости реакции, но также гибкости и сообразительности. Пока дети играют и учатся побеждать или проигрывать с честью, у тренера есть возможность заметить и оценить потенциал каждого, чтобы соответственно составу команды скорректировать методику тренировок или подобрать подход к сложным ученикам.
Этап 2: освоение базовых движений и техник
Для игры в волейбол нужно уметь играть, что очевидно. Потому как только коллектив сформировался и случайные люди отсеялись, можно переходить непосредственно к развитию базы для выработки нужных в игровом процессе двигательных навыков. Разумеется, это не отменяет общей физической подготовки и ценности игры во всех ее проявлениях.
У этапа освоения базовых техник всего две задачи:
Демонстрация движения (элемента) должна быть настолько наглядной и понятной, чтобы ученик смог повторить его сразу в рамках своего уровня подготовленности. Для этого тренер может показывать то, что нужно делать, сам или на более опытном старшем игрока, также уместны анимации, схемы, замедленные видео. Чем больше проекций удастся показать, тем быстрее ученики смогут понять, что именно от них требуется.
Демонстрация важна, но малоэффективна без теории. Объяснение того, какая мышца должна напрягать и почему, упрощает нахождение общего языка между наставников и учениками. На что опираться: на биомеханику, анатомию, медицину или что-то еще, — решать тренеру. Главное, чтобы объяснение было понятно ученикам и получило отклик.
Очень важно сразу наполнять навык динамическим содержанием и смысловой нагрузкой. То есть рассказывать о том, для чего нужно практиковать выпрыгивание с колен, нужно сразу. Так юный спортсмен сможет сам для себя определить акценты, на который следует обращать особое внимание в процессе тренировок и между ними.
Даже ученики начальной школы могут почувствовать, что делают что-то не так, по натяжению мышц. Но обращать внимание на такие нюансы они будут исключительно в контексте понимания процесса. То есть когда ребенка просят просто выпрыгнуть с колен на ноги, он будет это делать простейшим способом. Но когда ему покажут, как прием будет по итогу интегрирован в игру на поле, он будет уже внимательнее контролировать мышцы и тело в упражнении за счет понимания цены ошибки. Также так работает из-за того, что юный спортсмен сможет понять, что ему предстоит делать в связке после этого движения, и будет подстраиваться более эффективно.
Научиться повторять некоторое движение в контексте разных игровых ситуаций тем легче, чем увереннее оно «вбито» в паутину нейронных связей. Причем перестраивать их всегда болезненно, отсюда и важность сразу же учить детей делать правильно, а не «как удобно». Для этого каждый цикл повторений следует анализировать с индивидуальной проработкой и разбором не типичных, а конкретно совершаемых тренирующимся ошибок.
Банально, но факт: когда тренер просто говорит о том, что в прыжке не нужно переносить вес на пятки, мало кто понимает, совершает он эту ошибку или нет. Когда же наставник видит огрехи учеников и не дает им закрепить ошибки, проводя конкретные консультации по исправлению, из серии «спину ровнее, Михаил, а ты, Юлия, не старайся мягче приземляться на стопы». Так понятнее, что не так и как это исправить. Полезно дополнять коррекцию положительным подкреплением в виде уместной похвалы, и эффективность тренировок кратно вырастет.
Этап 3: проработка механики движения через подводящие упражнения
На втором этапе происходит подготовка к тому, чтобы начинать работать над конкретными приемами. Вот только большинство их них достаточно сложные для понимания неподготовленным ребенком. Для освоения, например, нападающего удара, его буквально разбирают на отдельные движения, отрабатывают каждое и складывают обратно. Это как учиться писать: сначала учат держать ручку, потом — рисовать линии и кружочки, и только после из всего этого собирают буквы. Так навык закрепляется лучше, а каркасные его элементы впоследствии упрощают понимание следующих сложных связок.
Подводящие упражнения на третьем этапе — это уже не просто вырванные из контекста маги, прыжки, наклоны. Тут уже из всего этого собираются микросвязки, например, выпрыгнуть с колен, отбить мяч, вернуться в исходную позицию.
Вариаций подводящих упражнений так много, что только с их описанием можно выпустить многотомную серию книг или телевизионный сериал для тренеров детских волейбольных секций. У преподавателя есть некоторая свобода в выборе упражнений, но с упором на ключевые опорные точки: доступность, выполнимость, безопасность, польза.
По своей сути подводящие упражнения — это «куски» сложных связок, отрабатываемые в динамике самостоятельно или в группах. Они должны быть такими, чтобы навыков ученика хватило для их выполнения сразу — без предварительной подготовки. Но слишком сильно дробить тоже не стоит, тогда потеряется всякий смысл и возникнет портящая тренировочный процесс скука.
Подбирать упражнения можно и нужно в соответствии с имеющейся технической базой спортивного зала. Но делать что-то только потому, что для этого есть подходящие снаряды — так же плохо, как не делать ничего. Подстройка под обстоятельства естественно должна быть, но мягкая, скорее калибровка учебного плана под имеющееся количество малых мячей или других снарядов, чем отказ от упражнений из-за нехватки нужного количества инвентаря в зале.
Идеально, когда упражнения развивают врожденные навыки и не «ломают картину мира» радикально. Например, броски тяжелых пластмассовых мячей развивают ударный разгон и за счет некоторой «замедленности» упрощают понимание происходящего.
Тренажеры всех видов могут как ускорять процесс и снижать травматизм тренировок, так и портить его. Примером такого неправильного использования разного рода тренажеров является их внедрение без погружения в биомеханику движений. Тренеру не обязательно быть признанным экспертом в области биомеханики, но знать ее основы — обязательно. Ведь внешне похожие движения конечностей могут по-равному «откликаться» в голове. И если отрабатываемое движение будет иметь отличное от необходимого динамическое содержание, оно будет работать непредсказуемым образом. Возьмем привычное для волейбольных тренировок упражнение с невысокими передачами мяча. Вот проведение таких передач техникой снизу способно деформировать стойку новичка, а способом сверху — формируют верную технику. Мизерное отличие, но настолько разная эффективность.
На определенной стадии накопления опыта игрокам могут наскучить однообразные подводящие упражнения. Тогда их нужно менять. Но отказываться от них полностью — огромная ошибка. Именно третий этап тренировочного цикла подготовки спортсменов-школьников повторяется чаще и глубже других в межсоревновательные периоды. Чем внимательнее и чаще будет отрабатываться базовый навык, тем эффективнее он будет «в поле». Соответственно, умение подавать технично не избавляет от необходимости периодически выделять время на подготовительные упражнения для оттачивания отдельны элементов сложной «связки».
Этап 4: отработка навыка вне игры
Наработанные на третьем этапе навыки-конструкторы требуют внедрения. Сразу же превратить их в «боевые» сложно, потому что они еще не закрепились в паутине нейронных связей. Чтобы их прочно вписать в опыт нужно для начала отрабатывать их максимально технично за пределами игрового процесса.
Чаще всего на 4 этапе упражнения со связками включают в разминку и заминку. Усложнение движение включает те части мозга и те мышцы, которые слабо вовлекаются в «обрывки» связок. Потому не стоит удивляться тому, что у успешных в прохождении третьего этапа учеников возникнут проблемы на четвертом этапе. Напомним, что этапы как таковые весьма условные.
Упражнения для отработки усложненных двигательных навыков, в которые включена некоторая последовательность базовых «не бытовых» движений, это уже не циклическое повторение и «вбивание» в двигательный аппарат порядка действий. Здесь самое время на малых задачах задействовать систему адаптации и интеграции полученных двигательных навыков в решение задач. Для этого условия упражнений могут быть изменчивыми. Например, если каждую третью подачу отбивать определенным образом или искать способы отбить любой летящий мяч с использованием прыжка.
Сочетание тренерского опыта и фантазии позволяет окончательно влюбить дошедших до 4 этапа тренировочного процесса юных спортсменов в волейбол. На этом этапе они уже ко что умеют, гордятся достижениями, видят сходство реализуемого ими с игрой профессиональных команд, что качественно повышает вовлеченность.
На этапе отработки сложных двигательных навыков критически важно сохранять упор на технику. До учащихся нужно донести, что следование технике и четкость движений сейчас куда важнее эффективности действий. Цель каждого упражнения — не победить напарника, а вместе с ним отработать движение и «закрепить» его в голове и теле. В перспективе, когда связки «уживутся», потраченные на отработку их технического исполнения усилия окупятся сторицей.
Этап 5: отработка навыков в игровых ситуациях
Это еще не игра, но уже максимальное к ней приближение. На данном этапе воспитанники секции практикуют готовые схемы действий в разных игровых ситуациях. При этом это именно практика, то есть отрабатывать подачу им дают в приближенных к игре условиях, но пока не в соревновательной форме.
Тут важно сделать ремарку о том, что как этапы плавно переходят один в другой, не завершаясь полностью, так и их смена не означает строгой сосредоточенности на решении только задач этапа. То, что на пятом этапе ученики практикуют броски и пасы в «сценках» из реальных «полевых» ситуаций, не отменяет того, что прямо на тренировке они уже неплохо играют в поле друг с другом и даже приглашенными соперниками в рамках товарищеских матчей.
Навыки, закрепляемые на пятом этапе, предполагают отработку интеграции сложных движений без сопротивления и с сопротивлением. Это делается не только в виде классических упражнений, призванных параллельно сработать на азарт и напомнить игроку о важности стремления к победе. Есть немало подвижных игр, в которые также можно внедрить волейбольные подачи, пасы, приемы. Те же перебрасывания мяча в кругу с сохранением порядка игроков или с постоянным перемещением с условием, заданным правилами, делают тренировку веселее и не мешают ее эффективности.
Одновременно с вплетением сложных движений в игровые конфигурации на пятом этапе юные спортсмены вплотную занимаются разбором и осознанием тактических приемов. Понятно, что к этому моменту все они знакомы с расстановкой и понимают важность командного взаимодействия и следования ролям на игровом поле. Но именно сейчас благодаря накопленному опыту выполнения сложных действий им становится проще понимать суть тактических решений, подстраиваться и подстраивать их под себя.
На пятом этапе глобального тренировочного цикла у игроков уже должно быть сформировано четкое понимание того, почему они действуют на поле каждым конкретным образом. То есть, это не просто осознание, что нападающие и защитник — разные роли, но также осознание того, почему это так и в каких ситуациях правилом можно пренебречь. Естественно, что практики в формате, принятом для пятого этапа, будут ключевыми по мере набора опыта. Только так на момент окончания ДЮСШ школьник может иметь достаточный потенциал для продолжения движения в сторону профессионального спорта.
Этап 6: преодоление психологических барьеров и становление игроков
Сложно уместить суть шестого этапа, который отнюдь не финальный, в один блок текста. Его цель, когда ученики впервые к нему приходят, дать им плацдарм для старта в мире командных игр на максимально приближенном к профессиональному уровню. Ведь все мы понимаем, что уметь играть и делать это хорошо «в полевых условиях» — не одно и то же.
Основная задача этого этапа сформировать или, если игроки продолжающие, закрепить в спортсменах умение быть частью команды и самостоятельной «боевой единицей» волейбольного противостояния. Можно сказать и так, что на шестом этапе волейболистов-юниоров учат реализовывать накопленный арсенал техник и тактик в двухсторонних играх.
Способность мобилизоваться в стрессовых условиях игры с реальным соперником — это тоже навык, которому волейболисты учатся. Пускать этот процесс на самотек никак нельзя из-за все того же «ленивого» мозга. Когда задача резко меняется и важным становится уже не сосредоточение на технике, а стремление к победе. И тут недостаточно наработанные сложные техники пасуют перед простыми. Игроки, показывающие высочайшую результативность в условиях симуляции матча, на поле начинают двигать не как надо, а как проще. Такие моменты нужно пресекать, даже ценой эффективности. Если этого не делать, велика вероятность общей деградации, которую уже нелегко остановить из-за закрепления навыка.
Товарищеские матчи — еще один вариант «песочницы» для адаптации к динамике игрового процесса. Постепенно привыкая к тому, как все происходит на самом деле, игроки, не свернувшие с дорожки сохранения техники в угоду результативности матчей, неизбежно делают рывок в результатах. Техника к тому моменту уже закрепляется, в том числе для воспроизведения в стрессовых условиях, а значит ресурсы мозга высвобождаются для решения тактических и стратегических задач.
- Дисциплина.
- Выносливость.
- Игровые способности.
Даже совсем маленькие дети уже умеют на интуитивном уровне отличать заслуженную похвалу, а их биологическая система вознаграждения работает не хуже, чем у взрослых. Нужно только систематизировать и вытащить на поверхность то, что в них и так заложено. То есть, хвалить только за дело, наказывать — за сознательные плохие поступки, доносить до всех равные правила и условия, не давать скидок и укреплять собственный авторитет. Системе вознаграждения такой подход нравится, как и все математически выверенное, что неизбежно сказывается на прогрессе тренировочного процесса в целом.
Выносливость — неотъемлемое качество игрока в волейбол. Можно сколько угодно мощно и точно подавать, но выдыхающийся за пять минут игрок не сможет принести пользы команде. Потому на первых занятиях уделяется так много внимания общей физической подготовке, причем максимально персонализировано. Если один человек отлично прыгает для своего возраста, то ему будет скучно заметно превосходить других на каждой тренировке. Потому будет полезно давать ему побегать или побросать мяч — зависит от его слабых мест. Это очень упрощенный пример, но суть именно в этом.
Упор на тренировки выносливости и общую физическую подготовку на первом этапе тренировочного процесса помимо прочего помогает провести грамотный отсев тех, кто не готов прилагать достаточные усилия. Может быть кто-то уйдет сразу из-за нежелания бегать кроссы и прыгать через снаряды потому, что рассчитывали просто скоротать время. Также некоторые отсеются из-за недостатка потенциала или смены приоритетов. По сути, первый этап — это отбор.
Игровые способности — это не столько понимание сути волейбола, сколько общий потенциал ребенка в стремлении бороться и побеждать. Успехов в спорте добиваются только те, кто изначально понимает суть игры и готов учиться побеждать в ней в рамках определенных правил.
Развитие игровых способностей на первом этапе тренировочного процесса происходит через возбуждение интереса, обоснование важности воли к победе, поиск подходов к ученикам с разными приоритетами. Игры нужно выбирать максимально подвижные, вовлекающие, требующие от участников не только скорости реакции, но также гибкости и сообразительности. Пока дети играют и учатся побеждать или проигрывать с честью, у тренера есть возможность заметить и оценить потенциал каждого, чтобы соответственно составу команды скорректировать методику тренировок или подобрать подход к сложным ученикам.
Этап 2: освоение базовых движений и техник
Для игры в волейбол нужно уметь играть, что очевидно. Потому как только коллектив сформировался и случайные люди отсеялись, можно переходить непосредственно к развитию базы для выработки нужных в игровом процессе двигательных навыков. Разумеется, это не отменяет общей физической подготовки и ценности игры во всех ее проявлениях.
У этапа освоения базовых техник всего две задачи:
- Дать представление о движении.
- Научиться его повторять.
Демонстрация движения (элемента) должна быть настолько наглядной и понятной, чтобы ученик смог повторить его сразу в рамках своего уровня подготовленности. Для этого тренер может показывать то, что нужно делать, сам или на более опытном старшем игрока, также уместны анимации, схемы, замедленные видео. Чем больше проекций удастся показать, тем быстрее ученики смогут понять, что именно от них требуется.
Демонстрация важна, но малоэффективна без теории. Объяснение того, какая мышца должна напрягать и почему, упрощает нахождение общего языка между наставников и учениками. На что опираться: на биомеханику, анатомию, медицину или что-то еще, — решать тренеру. Главное, чтобы объяснение было понятно ученикам и получило отклик.
Очень важно сразу наполнять навык динамическим содержанием и смысловой нагрузкой. То есть рассказывать о том, для чего нужно практиковать выпрыгивание с колен, нужно сразу. Так юный спортсмен сможет сам для себя определить акценты, на который следует обращать особое внимание в процессе тренировок и между ними.
Даже ученики начальной школы могут почувствовать, что делают что-то не так, по натяжению мышц. Но обращать внимание на такие нюансы они будут исключительно в контексте понимания процесса. То есть когда ребенка просят просто выпрыгнуть с колен на ноги, он будет это делать простейшим способом. Но когда ему покажут, как прием будет по итогу интегрирован в игру на поле, он будет уже внимательнее контролировать мышцы и тело в упражнении за счет понимания цены ошибки. Также так работает из-за того, что юный спортсмен сможет понять, что ему предстоит делать в связке после этого движения, и будет подстраиваться более эффективно.
Научиться повторять некоторое движение в контексте разных игровых ситуаций тем легче, чем увереннее оно «вбито» в паутину нейронных связей. Причем перестраивать их всегда болезненно, отсюда и важность сразу же учить детей делать правильно, а не «как удобно». Для этого каждый цикл повторений следует анализировать с индивидуальной проработкой и разбором не типичных, а конкретно совершаемых тренирующимся ошибок.
Банально, но факт: когда тренер просто говорит о том, что в прыжке не нужно переносить вес на пятки, мало кто понимает, совершает он эту ошибку или нет. Когда же наставник видит огрехи учеников и не дает им закрепить ошибки, проводя конкретные консультации по исправлению, из серии «спину ровнее, Михаил, а ты, Юлия, не старайся мягче приземляться на стопы». Так понятнее, что не так и как это исправить. Полезно дополнять коррекцию положительным подкреплением в виде уместной похвалы, и эффективность тренировок кратно вырастет.
Этап 3: проработка механики движения через подводящие упражнения
На втором этапе происходит подготовка к тому, чтобы начинать работать над конкретными приемами. Вот только большинство их них достаточно сложные для понимания неподготовленным ребенком. Для освоения, например, нападающего удара, его буквально разбирают на отдельные движения, отрабатывают каждое и складывают обратно. Это как учиться писать: сначала учат держать ручку, потом — рисовать линии и кружочки, и только после из всего этого собирают буквы. Так навык закрепляется лучше, а каркасные его элементы впоследствии упрощают понимание следующих сложных связок.
Подводящие упражнения на третьем этапе — это уже не просто вырванные из контекста маги, прыжки, наклоны. Тут уже из всего этого собираются микросвязки, например, выпрыгнуть с колен, отбить мяч, вернуться в исходную позицию.
Вариаций подводящих упражнений так много, что только с их описанием можно выпустить многотомную серию книг или телевизионный сериал для тренеров детских волейбольных секций. У преподавателя есть некоторая свобода в выборе упражнений, но с упором на ключевые опорные точки: доступность, выполнимость, безопасность, польза.
По своей сути подводящие упражнения — это «куски» сложных связок, отрабатываемые в динамике самостоятельно или в группах. Они должны быть такими, чтобы навыков ученика хватило для их выполнения сразу — без предварительной подготовки. Но слишком сильно дробить тоже не стоит, тогда потеряется всякий смысл и возникнет портящая тренировочный процесс скука.
Подбирать упражнения можно и нужно в соответствии с имеющейся технической базой спортивного зала. Но делать что-то только потому, что для этого есть подходящие снаряды — так же плохо, как не делать ничего. Подстройка под обстоятельства естественно должна быть, но мягкая, скорее калибровка учебного плана под имеющееся количество малых мячей или других снарядов, чем отказ от упражнений из-за нехватки нужного количества инвентаря в зале.
Идеально, когда упражнения развивают врожденные навыки и не «ломают картину мира» радикально. Например, броски тяжелых пластмассовых мячей развивают ударный разгон и за счет некоторой «замедленности» упрощают понимание происходящего.
Тренажеры всех видов могут как ускорять процесс и снижать травматизм тренировок, так и портить его. Примером такого неправильного использования разного рода тренажеров является их внедрение без погружения в биомеханику движений. Тренеру не обязательно быть признанным экспертом в области биомеханики, но знать ее основы — обязательно. Ведь внешне похожие движения конечностей могут по-равному «откликаться» в голове. И если отрабатываемое движение будет иметь отличное от необходимого динамическое содержание, оно будет работать непредсказуемым образом. Возьмем привычное для волейбольных тренировок упражнение с невысокими передачами мяча. Вот проведение таких передач техникой снизу способно деформировать стойку новичка, а способом сверху — формируют верную технику. Мизерное отличие, но настолько разная эффективность.
На определенной стадии накопления опыта игрокам могут наскучить однообразные подводящие упражнения. Тогда их нужно менять. Но отказываться от них полностью — огромная ошибка. Именно третий этап тренировочного цикла подготовки спортсменов-школьников повторяется чаще и глубже других в межсоревновательные периоды. Чем внимательнее и чаще будет отрабатываться базовый навык, тем эффективнее он будет «в поле». Соответственно, умение подавать технично не избавляет от необходимости периодически выделять время на подготовительные упражнения для оттачивания отдельны элементов сложной «связки».
Этап 4: отработка навыка вне игры
Наработанные на третьем этапе навыки-конструкторы требуют внедрения. Сразу же превратить их в «боевые» сложно, потому что они еще не закрепились в паутине нейронных связей. Чтобы их прочно вписать в опыт нужно для начала отрабатывать их максимально технично за пределами игрового процесса.
Чаще всего на 4 этапе упражнения со связками включают в разминку и заминку. Усложнение движение включает те части мозга и те мышцы, которые слабо вовлекаются в «обрывки» связок. Потому не стоит удивляться тому, что у успешных в прохождении третьего этапа учеников возникнут проблемы на четвертом этапе. Напомним, что этапы как таковые весьма условные.
Упражнения для отработки усложненных двигательных навыков, в которые включена некоторая последовательность базовых «не бытовых» движений, это уже не циклическое повторение и «вбивание» в двигательный аппарат порядка действий. Здесь самое время на малых задачах задействовать систему адаптации и интеграции полученных двигательных навыков в решение задач. Для этого условия упражнений могут быть изменчивыми. Например, если каждую третью подачу отбивать определенным образом или искать способы отбить любой летящий мяч с использованием прыжка.
Сочетание тренерского опыта и фантазии позволяет окончательно влюбить дошедших до 4 этапа тренировочного процесса юных спортсменов в волейбол. На этом этапе они уже ко что умеют, гордятся достижениями, видят сходство реализуемого ими с игрой профессиональных команд, что качественно повышает вовлеченность.
На этапе отработки сложных двигательных навыков критически важно сохранять упор на технику. До учащихся нужно донести, что следование технике и четкость движений сейчас куда важнее эффективности действий. Цель каждого упражнения — не победить напарника, а вместе с ним отработать движение и «закрепить» его в голове и теле. В перспективе, когда связки «уживутся», потраченные на отработку их технического исполнения усилия окупятся сторицей.
Этап 5: отработка навыков в игровых ситуациях
Это еще не игра, но уже максимальное к ней приближение. На данном этапе воспитанники секции практикуют готовые схемы действий в разных игровых ситуациях. При этом это именно практика, то есть отрабатывать подачу им дают в приближенных к игре условиях, но пока не в соревновательной форме.
Тут важно сделать ремарку о том, что как этапы плавно переходят один в другой, не завершаясь полностью, так и их смена не означает строгой сосредоточенности на решении только задач этапа. То, что на пятом этапе ученики практикуют броски и пасы в «сценках» из реальных «полевых» ситуаций, не отменяет того, что прямо на тренировке они уже неплохо играют в поле друг с другом и даже приглашенными соперниками в рамках товарищеских матчей.
Навыки, закрепляемые на пятом этапе, предполагают отработку интеграции сложных движений без сопротивления и с сопротивлением. Это делается не только в виде классических упражнений, призванных параллельно сработать на азарт и напомнить игроку о важности стремления к победе. Есть немало подвижных игр, в которые также можно внедрить волейбольные подачи, пасы, приемы. Те же перебрасывания мяча в кругу с сохранением порядка игроков или с постоянным перемещением с условием, заданным правилами, делают тренировку веселее и не мешают ее эффективности.
Одновременно с вплетением сложных движений в игровые конфигурации на пятом этапе юные спортсмены вплотную занимаются разбором и осознанием тактических приемов. Понятно, что к этому моменту все они знакомы с расстановкой и понимают важность командного взаимодействия и следования ролям на игровом поле. Но именно сейчас благодаря накопленному опыту выполнения сложных действий им становится проще понимать суть тактических решений, подстраиваться и подстраивать их под себя.
На пятом этапе глобального тренировочного цикла у игроков уже должно быть сформировано четкое понимание того, почему они действуют на поле каждым конкретным образом. То есть, это не просто осознание, что нападающие и защитник — разные роли, но также осознание того, почему это так и в каких ситуациях правилом можно пренебречь. Естественно, что практики в формате, принятом для пятого этапа, будут ключевыми по мере набора опыта. Только так на момент окончания ДЮСШ школьник может иметь достаточный потенциал для продолжения движения в сторону профессионального спорта.
Этап 6: преодоление психологических барьеров и становление игроков
Сложно уместить суть шестого этапа, который отнюдь не финальный, в один блок текста. Его цель, когда ученики впервые к нему приходят, дать им плацдарм для старта в мире командных игр на максимально приближенном к профессиональному уровню. Ведь все мы понимаем, что уметь играть и делать это хорошо «в полевых условиях» — не одно и то же.
Основная задача этого этапа сформировать или, если игроки продолжающие, закрепить в спортсменах умение быть частью команды и самостоятельной «боевой единицей» волейбольного противостояния. Можно сказать и так, что на шестом этапе волейболистов-юниоров учат реализовывать накопленный арсенал техник и тактик в двухсторонних играх.
Способность мобилизоваться в стрессовых условиях игры с реальным соперником — это тоже навык, которому волейболисты учатся. Пускать этот процесс на самотек никак нельзя из-за все того же «ленивого» мозга. Когда задача резко меняется и важным становится уже не сосредоточение на технике, а стремление к победе. И тут недостаточно наработанные сложные техники пасуют перед простыми. Игроки, показывающие высочайшую результативность в условиях симуляции матча, на поле начинают двигать не как надо, а как проще. Такие моменты нужно пресекать, даже ценой эффективности. Если этого не делать, велика вероятность общей деградации, которую уже нелегко остановить из-за закрепления навыка.
Товарищеские матчи — еще один вариант «песочницы» для адаптации к динамике игрового процесса. Постепенно привыкая к тому, как все происходит на самом деле, игроки, не свернувшие с дорожки сохранения техники в угоду результативности матчей, неизбежно делают рывок в результатах. Техника к тому моменту уже закрепляется, в том числе для воспроизведения в стрессовых условиях, а значит ресурсы мозга высвобождаются для решения тактических и стратегических задач.
Участие в соревнованиях — необходимый элемент развития волейболистов. Без него все прочее становится не больше, чем общей физической подготовкой, непригодной к практическому применению в неконтролируемых условиях. Все дело в той самой уже упомянутой напряженности психологической обстановки матчей в рамках соревнований.
Соревнования учат быть частью команды не только на волейбольном поле. Это не только и не столько про расстановки и связки, сколько про товарищество, взаимопомощь и такую необходимую спортсменам поддержку. Никакие моделирования ситуации не помогут вызвать у юного спортсмена такой же всплеск эмоций и сопровождающих их биологических процессов в организме, как это делают моменты участия в настоящем матче. К тому же, на соревнованиях дети учатся действовать в динамике, когда нельзя, как на тренировке, попросить дать время отдышаться и перевязать шнурки на кроссовках.
Соревнования учат быть частью команды не только на волейбольном поле. Это не только и не столько про расстановки и связки, сколько про товарищество, взаимопомощь и такую необходимую спортсменам поддержку. Никакие моделирования ситуации не помогут вызвать у юного спортсмена такой же всплеск эмоций и сопровождающих их биологических процессов в организме, как это делают моменты участия в настоящем матче. К тому же, на соревнованиях дети учатся действовать в динамике, когда нельзя, как на тренировке, попросить дать время отдышаться и перевязать шнурки на кроссовках.
Суть программированного обучения и его отличия от традиционного подхода
Программированное обучение строится вокруг идей, созданных традиционным подходом. Но в этой методике они используются в несколько измененном виде, развернутом в сторону повышения гибкости при соблюдении целесообразной последовательности этапов тренировочного процесса. Рассмотрим немного более подробно, чтобы стали наглядно видны различия и пересечения.
Изначально следует принять то, что в этом подходе происходит умеренный отход от абсолютизации идеи сосредоточения на развитии двигательных навыков. Дело в том, что они — это каркас, который нужно строить постепенно, не забывая объяснять ученикам суть происходящего и знакомить их с целями изучаемого.
В программированном обучении материал делится на смысловые шаги, которые идут одновременно последовательно и параллельно друг другу. Т. е. переходя на следующий этап в формировании одного двигательного навыка, ученики могут «открывать» следующий с начального этапа. Самое главное, чтобы порядок работы над навыками шел от простого к сложному и ни в коем случае не предполагал бездумного слепого копирования механики без должного понимания того, как наработанное движение в дальнейшем поможет им стать крутыми волейболистами.
В отличие от привычного для традиционного подхода строгого соблюдения очередности этапов тренировочного процесса, программированный дает пространство для шага назад при возникновении трудностей. Тут тренеру важно строить дорожную карту развития навыка от простого к сложному так, чтобы из каждого шага вытекал следующий. Это позволяет при необходимости шагнуть назад, чтобы подтянуть слабое место и снова попробовать покорить вершину.
Пошаговая структура и последовательная логика построения тренировок хороша не только самой возможностью «отступать для разбега», но и психологической составляющей этого процесса. Так без дополнительных объяснений, которые каждый понимает по-своему, юные спортсмены приходят к пониманию ценности поэтапного подъема. Если строгий переход от этапа к этапу толкает к перетренированности из желания не отстать от других, то некоторая «подвижность» в этом деле делает упор на качество формирования навыков без рисков для детской психики и физического здоровья.
Оценка готовности команды перейти на следующий этап проводится исходя из стабильности воспроизведения навыка, а не точности действий на конкретном запланированном «экзамене». Дело в том, что возможность разово воспроизвести точную подачу или принять сложный мяч менее ценна, чем навык справляться с этими задачами на стабильно среднем или немного повышенном уровне.
В программированном обучении, успешно внедряемом не только в волейбольных тренировках, ценна повторяемость с упором на адаптивный подбор упражнений. Проработка комплексных или базовых двигательных навыков спортсменами с разной степенью подготовленности — это норма, способная улучшить результаты. То, что некоторые считают это излишней тратой времени тех, кто и без повторений умеет держать стойки и красиво прыгать, не умаляет реальной результативности подхода. Причем результативности измеримой.
Опорные модели технических приемов в программированном обучении также используются. На них тренер и ученики могут опираться как в качестве образца для детального изучения, так и примера для оценки результатов. Буквально, это будут такие образцы, которые ученики смогут «забрать с собой» из спортзала для самостоятельных практических занятий по отработке стойки или не менее важных мыслительных разборов.
Воспитание волейболистов не может строиться только на практических занятиях. Иначе это будет ни чем иным, как подготовкой непонимающих происходящего биороботов, знающих правила игры и способных применять их не дальше рамок определенных тренером ситуаций.
Теоретические занятия позволяют донести до детей азы биомеханики, работы двигательного аппарата, суть правил, культуры поведения на поле и за его линией. Также именно теоретические занятия позволят ненавязчиво контролировать процесс запоминания опорных моделей, вокруг которых по сути и строится волейбольная партия. Также проверять знания учеников тренер может фоновыми опросами в перерывах на отдых между упражнениями, что также будет работать.
Постоянно возвращаться на шаг назад для отработки того, что не получается делать должным образом, нормальный и привычный в жизни подход. Когда у маленького ребенка вопреки стараниям не получается овладеть ложкой, он «отступает» на шаг назад и меняет хват. Равно таким же образом работает «отступание» в программированном подходе в волейбольной подготовке. Чтобы не закреплять ошибку, которая самому игроку может казаться совершенно незначительной или вообще незаметной, лучше сразу вернуться к предыдущему шагу и предупредить ее появление «второй попыткой». Иначе переучиваться будет гораздо сложнее, особенно если это что-то из критически важного арсенала, например, опорная стойка или положение рук при перепасовке.
Изначально следует принять то, что в этом подходе происходит умеренный отход от абсолютизации идеи сосредоточения на развитии двигательных навыков. Дело в том, что они — это каркас, который нужно строить постепенно, не забывая объяснять ученикам суть происходящего и знакомить их с целями изучаемого.
В программированном обучении материал делится на смысловые шаги, которые идут одновременно последовательно и параллельно друг другу. Т. е. переходя на следующий этап в формировании одного двигательного навыка, ученики могут «открывать» следующий с начального этапа. Самое главное, чтобы порядок работы над навыками шел от простого к сложному и ни в коем случае не предполагал бездумного слепого копирования механики без должного понимания того, как наработанное движение в дальнейшем поможет им стать крутыми волейболистами.
В отличие от привычного для традиционного подхода строгого соблюдения очередности этапов тренировочного процесса, программированный дает пространство для шага назад при возникновении трудностей. Тут тренеру важно строить дорожную карту развития навыка от простого к сложному так, чтобы из каждого шага вытекал следующий. Это позволяет при необходимости шагнуть назад, чтобы подтянуть слабое место и снова попробовать покорить вершину.
Пошаговая структура и последовательная логика построения тренировок хороша не только самой возможностью «отступать для разбега», но и психологической составляющей этого процесса. Так без дополнительных объяснений, которые каждый понимает по-своему, юные спортсмены приходят к пониманию ценности поэтапного подъема. Если строгий переход от этапа к этапу толкает к перетренированности из желания не отстать от других, то некоторая «подвижность» в этом деле делает упор на качество формирования навыков без рисков для детской психики и физического здоровья.
Оценка готовности команды перейти на следующий этап проводится исходя из стабильности воспроизведения навыка, а не точности действий на конкретном запланированном «экзамене». Дело в том, что возможность разово воспроизвести точную подачу или принять сложный мяч менее ценна, чем навык справляться с этими задачами на стабильно среднем или немного повышенном уровне.
В программированном обучении, успешно внедряемом не только в волейбольных тренировках, ценна повторяемость с упором на адаптивный подбор упражнений. Проработка комплексных или базовых двигательных навыков спортсменами с разной степенью подготовленности — это норма, способная улучшить результаты. То, что некоторые считают это излишней тратой времени тех, кто и без повторений умеет держать стойки и красиво прыгать, не умаляет реальной результативности подхода. Причем результативности измеримой.
Опорные модели технических приемов в программированном обучении также используются. На них тренер и ученики могут опираться как в качестве образца для детального изучения, так и примера для оценки результатов. Буквально, это будут такие образцы, которые ученики смогут «забрать с собой» из спортзала для самостоятельных практических занятий по отработке стойки или не менее важных мыслительных разборов.
Воспитание волейболистов не может строиться только на практических занятиях. Иначе это будет ни чем иным, как подготовкой непонимающих происходящего биороботов, знающих правила игры и способных применять их не дальше рамок определенных тренером ситуаций.
Теоретические занятия позволяют донести до детей азы биомеханики, работы двигательного аппарата, суть правил, культуры поведения на поле и за его линией. Также именно теоретические занятия позволят ненавязчиво контролировать процесс запоминания опорных моделей, вокруг которых по сути и строится волейбольная партия. Также проверять знания учеников тренер может фоновыми опросами в перерывах на отдых между упражнениями, что также будет работать.
Постоянно возвращаться на шаг назад для отработки того, что не получается делать должным образом, нормальный и привычный в жизни подход. Когда у маленького ребенка вопреки стараниям не получается овладеть ложкой, он «отступает» на шаг назад и меняет хват. Равно таким же образом работает «отступание» в программированном подходе в волейбольной подготовке. Чтобы не закреплять ошибку, которая самому игроку может казаться совершенно незначительной или вообще незаметной, лучше сразу вернуться к предыдущему шагу и предупредить ее появление «второй попыткой». Иначе переучиваться будет гораздо сложнее, особенно если это что-то из критически важного арсенала, например, опорная стойка или положение рук при перепасовке.
Выводы: какой подход позволит готовить более перспективных волейболистов в детских секциях и ДЮСШ
Эффективнее всего готовить юных спортсменов помогает тот подход, которым педагог-тренер лучше умеет пользоваться. При отсутствии навыка гибкости и внимательности к деталям программированный подход с его возвратно-поступательными шагами может не дать ожидаемого результата. От тренера для его внедрения нужно полное вовлечение в процесс, желание пробовать новое и брать на себя ответственность за результаты подобных экспериментов. Естественно, эксперименты в этом случае заключаются в подборе упражнений и комбинировании методов.
Традиционный подход, загнанный в жесткие рамки последовательных этапов, которые даже иногда для верности отмечают в часах, тоже работает. Иначе как можно объяснить большое количество сильных игроков, взращенных именно на его постулатах в стенах спортивных школ и детских секций при общеобразовательных учебных заведениях. Но останавливая свой выбор на нем стоит понимать его слабые стороны, среди которых ключевая — подгонка учеников под некий общий стандарт. Только на самом деле его нет и быть не может.
Какой бы подход ни был выбран, тренер обязан сам уметь все то, чему учит, и при этом подавать это так, чтобы быть с ребятами командой. Уметь, в данном контексте, означает также готовность учиться в процессе. Иначе не получится заработать авторитет в коллективе подростков, известных своей эмоциональностью и некоторой радикальностью взглядов. Без авторитета не будет дисциплины, а без динамики — вовлеченности и интереса. Так что нюансов в построении методики работы в детской волейбольной секции действительно очень много и сводятся они не только и не столько к выбору того, на какие догмы, постулаты и идеи опираться.
Что касается критериев эффективности любой методики подготовки юных спортсменов в командных видах спорта, то база показателей качества для всех общая: если подготовленная в определенных рамках методов команда играет хорошо, игроки работают технично, а внутри нет конфликтов и раздора, значит тренер все делает правильно и другим есть смысл чему-либо у него поучиться.
Традиционный подход, загнанный в жесткие рамки последовательных этапов, которые даже иногда для верности отмечают в часах, тоже работает. Иначе как можно объяснить большое количество сильных игроков, взращенных именно на его постулатах в стенах спортивных школ и детских секций при общеобразовательных учебных заведениях. Но останавливая свой выбор на нем стоит понимать его слабые стороны, среди которых ключевая — подгонка учеников под некий общий стандарт. Только на самом деле его нет и быть не может.
Какой бы подход ни был выбран, тренер обязан сам уметь все то, чему учит, и при этом подавать это так, чтобы быть с ребятами командой. Уметь, в данном контексте, означает также готовность учиться в процессе. Иначе не получится заработать авторитет в коллективе подростков, известных своей эмоциональностью и некоторой радикальностью взглядов. Без авторитета не будет дисциплины, а без динамики — вовлеченности и интереса. Так что нюансов в построении методики работы в детской волейбольной секции действительно очень много и сводятся они не только и не столько к выбору того, на какие догмы, постулаты и идеи опираться.
Что касается критериев эффективности любой методики подготовки юных спортсменов в командных видах спорта, то база показателей качества для всех общая: если подготовленная в определенных рамках методов команда играет хорошо, игроки работают технично, а внутри нет конфликтов и раздора, значит тренер все делает правильно и другим есть смысл чему-либо у него поучиться.
Ждем тебя на пробной тренировке в нашей школе волейбола!
Записывайся на пробную тренировку!
Наши тренеры знают как найти подход к каждому ученику