У подготовительного этапа ожидаемо три задачи, которые тренеру и ученикам нужно решить буквально в течение первых нескольких тренировок:
- Дисциплина.
- Выносливость.
- Игровые способности.
Дисциплина — неотъемлемый компонент успеха для команды и каждого ее участника. Именно от того, насколько спортсмены смогут организоваться, принять правила поведения, авторитет наставника и ценность каждого в коллективе, зависит будущая успешность тренировок. Кажется, что достаточно просто хвалить детей за каждое действие, и они будут охотно бежать на тренировку впереди всех. Но на деле не все так просто.
Даже совсем маленькие дети уже умеют на интуитивном уровне отличать заслуженную похвалу, а их биологическая система вознаграждения работает не хуже, чем у взрослых. Нужно только систематизировать и вытащить на поверхность то, что в них и так заложено. То есть, хвалить только за дело, наказывать — за сознательные плохие поступки, доносить до всех равные правила и условия, не давать скидок и укреплять собственный авторитет. Системе вознаграждения такой подход нравится, как и все математически выверенное, что неизбежно сказывается на прогрессе тренировочного процесса в целом.
Выносливость — неотъемлемое качество игрока в волейбол. Можно сколько угодно мощно и точно подавать, но выдыхающийся за пять минут игрок не сможет принести пользы команде. Потому на первых занятиях уделяется так много внимания общей физической подготовке, причем максимально персонализировано. Если один человек отлично прыгает для своего возраста, то ему будет скучно заметно превосходить других на каждой тренировке. Потому будет полезно давать ему побегать или побросать мяч — зависит от его слабых мест. Это очень упрощенный пример, но суть именно в этом.
Упор на тренировки выносливости и общую физическую подготовку на первом этапе тренировочного процесса помимо прочего помогает провести грамотный отсев тех, кто не готов прилагать достаточные усилия. Может быть кто-то уйдет сразу из-за нежелания бегать кроссы и прыгать через снаряды потому, что рассчитывали просто скоротать время. Также некоторые отсеются из-за недостатка потенциала или смены приоритетов. По сути, первый этап — это отбор.
Игровые способности — это не столько понимание сути волейбола, сколько общий потенциал ребенка в стремлении бороться и побеждать. Успехов в спорте добиваются только те, кто изначально понимает суть игры и готов учиться побеждать в ней в рамках определенных правил.
Развитие игровых способностей на первом этапе тренировочного процесса происходит через возбуждение интереса, обоснование важности воли к победе, поиск подходов к ученикам с разными приоритетами. Игры нужно выбирать максимально подвижные, вовлекающие, требующие от участников не только скорости реакции, но также гибкости и сообразительности. Пока дети играют и учатся побеждать или проигрывать с честью, у тренера есть возможность заметить и оценить потенциал каждого, чтобы соответственно составу команды скорректировать методику тренировок или подобрать подход к сложным ученикам.
Этап 2: освоение базовых движений и техникДля игры в волейбол нужно уметь играть, что очевидно. Потому как только коллектив сформировался и случайные люди отсеялись, можно переходить непосредственно к развитию базы для выработки нужных в игровом процессе двигательных навыков. Разумеется, это не отменяет общей физической подготовки и ценности игры во всех ее проявлениях.
У этапа освоения базовых техник всего две задачи:
- Дать представление о движении.
- Научиться его повторять.
Понятно, что речь идет не о каком-то конкретном движении. Второй этап — это такой бесконечный цикл, который следует органично впечатать в тренировочный процесс, постепенно сокращая нагрузку, но сохраняя некоторый процент повторений для сохранения редко используемых «каркасных» навыков.
Демонстрация движения (элемента) должна быть настолько наглядной и понятной, чтобы ученик смог повторить его сразу в рамках своего уровня подготовленности. Для этого тренер может показывать то, что нужно делать, сам или на более опытном старшем игрока, также уместны анимации, схемы, замедленные видео. Чем больше проекций удастся показать, тем быстрее ученики смогут понять, что именно от них требуется.
Демонстрация важна, но малоэффективна без теории. Объяснение того, какая мышца должна напрягать и почему, упрощает нахождение общего языка между наставников и учениками. На что опираться: на биомеханику, анатомию, медицину или что-то еще, — решать тренеру. Главное, чтобы объяснение было понятно ученикам и получило отклик.
Очень важно сразу наполнять навык динамическим содержанием и смысловой нагрузкой. То есть рассказывать о том, для чего нужно практиковать выпрыгивание с колен, нужно сразу. Так юный спортсмен сможет сам для себя определить акценты, на который следует обращать особое внимание в процессе тренировок и между ними.
Даже ученики начальной школы могут почувствовать, что делают что-то не так, по натяжению мышц. Но обращать внимание на такие нюансы они будут исключительно в контексте понимания процесса. То есть когда ребенка просят просто выпрыгнуть с колен на ноги, он будет это делать простейшим способом. Но когда ему покажут, как прием будет по итогу интегрирован в игру на поле, он будет уже внимательнее контролировать мышцы и тело в упражнении за счет понимания цены ошибки. Также так работает из-за того, что юный спортсмен сможет понять, что ему предстоит делать в связке после этого движения, и будет подстраиваться более эффективно.
Научиться повторять некоторое движение в контексте разных игровых ситуаций тем легче, чем увереннее оно «вбито» в паутину нейронных связей. Причем перестраивать их всегда болезненно, отсюда и важность сразу же учить детей делать правильно, а не «как удобно». Для этого каждый цикл повторений следует анализировать с индивидуальной проработкой и разбором не типичных, а конкретно совершаемых тренирующимся ошибок.
Банально, но факт: когда тренер просто говорит о том, что в прыжке не нужно переносить вес на пятки, мало кто понимает, совершает он эту ошибку или нет. Когда же наставник видит огрехи учеников и не дает им закрепить ошибки, проводя конкретные консультации по исправлению, из серии «спину ровнее, Михаил, а ты, Юлия, не старайся мягче приземляться на стопы». Так понятнее, что не так и как это исправить. Полезно дополнять коррекцию положительным подкреплением в виде уместной похвалы, и эффективность тренировок кратно вырастет.
Этап 3: проработка механики движения через подводящие упражненияНа втором этапе происходит подготовка к тому, чтобы начинать работать над конкретными приемами. Вот только большинство их них достаточно сложные для понимания неподготовленным ребенком. Для освоения, например, нападающего удара, его буквально разбирают на отдельные движения, отрабатывают каждое и складывают обратно. Это как учиться писать: сначала учат держать ручку, потом — рисовать линии и кружочки, и только после из всего этого собирают буквы. Так навык закрепляется лучше, а каркасные его элементы впоследствии упрощают понимание следующих сложных связок.
Подводящие упражнения на третьем этапе — это уже не просто вырванные из контекста маги, прыжки, наклоны. Тут уже из всего этого собираются микросвязки, например, выпрыгнуть с колен, отбить мяч, вернуться в исходную позицию.
Вариаций подводящих упражнений так много, что только с их описанием можно выпустить многотомную серию книг или телевизионный сериал для тренеров детских волейбольных секций. У преподавателя есть некоторая свобода в выборе упражнений, но с упором на ключевые опорные точки: доступность, выполнимость, безопасность, польза.
По своей сути подводящие упражнения — это «куски» сложных связок, отрабатываемые в динамике самостоятельно или в группах. Они должны быть такими, чтобы навыков ученика хватило для их выполнения сразу — без предварительной подготовки. Но слишком сильно дробить тоже не стоит, тогда потеряется всякий смысл и возникнет портящая тренировочный процесс скука.
Подбирать упражнения можно и нужно в соответствии с имеющейся технической базой спортивного зала. Но делать что-то только потому, что для этого есть подходящие снаряды — так же плохо, как не делать ничего. Подстройка под обстоятельства естественно должна быть, но мягкая, скорее калибровка учебного плана под имеющееся количество малых мячей или других снарядов, чем отказ от упражнений из-за нехватки нужного количества инвентаря в зале.
Идеально, когда упражнения развивают врожденные навыки и не «ломают картину мира» радикально. Например, броски тяжелых пластмассовых мячей развивают ударный разгон и за счет некоторой «замедленности» упрощают понимание происходящего.
Тренажеры всех видов могут как ускорять процесс и снижать травматизм тренировок, так и портить его. Примером такого неправильного использования разного рода тренажеров является их внедрение без погружения в биомеханику движений. Тренеру не обязательно быть признанным экспертом в области биомеханики, но знать ее основы — обязательно. Ведь внешне похожие движения конечностей могут по-равному «откликаться» в голове. И если отрабатываемое движение будет иметь отличное от необходимого динамическое содержание, оно будет работать непредсказуемым образом. Возьмем привычное для волейбольных тренировок упражнение с невысокими передачами мяча. Вот проведение таких передач техникой снизу способно деформировать стойку новичка, а способом сверху — формируют верную технику. Мизерное отличие, но настолько разная эффективность.
На определенной стадии накопления опыта игрокам могут наскучить однообразные подводящие упражнения. Тогда их нужно менять. Но отказываться от них полностью — огромная ошибка. Именно третий этап тренировочного цикла подготовки спортсменов-школьников повторяется чаще и глубже других в межсоревновательные периоды. Чем внимательнее и чаще будет отрабатываться базовый навык, тем эффективнее он будет «в поле». Соответственно, умение подавать технично не избавляет от необходимости периодически выделять время на подготовительные упражнения для оттачивания отдельны элементов сложной «связки».
Этап 4: отработка навыка вне игрыНаработанные на третьем этапе навыки-конструкторы требуют внедрения. Сразу же превратить их в «боевые» сложно, потому что они еще не закрепились в паутине нейронных связей. Чтобы их прочно вписать в опыт нужно для начала отрабатывать их максимально технично за пределами игрового процесса.
Чаще всего на 4 этапе упражнения со связками включают в разминку и заминку. Усложнение движение включает те части мозга и те мышцы, которые слабо вовлекаются в «обрывки» связок. Потому не стоит удивляться тому, что у успешных в прохождении третьего этапа учеников возникнут проблемы на четвертом этапе. Напомним, что этапы как таковые весьма условные.
Упражнения для отработки усложненных двигательных навыков, в которые включена некоторая последовательность базовых «не бытовых» движений, это уже не циклическое повторение и «вбивание» в двигательный аппарат порядка действий. Здесь самое время на малых задачах задействовать систему адаптации и интеграции полученных двигательных навыков в решение задач. Для этого условия упражнений могут быть изменчивыми. Например, если каждую третью подачу отбивать определенным образом или искать способы отбить любой летящий мяч с использованием прыжка.
Сочетание тренерского опыта и фантазии позволяет окончательно влюбить дошедших до 4 этапа тренировочного процесса юных спортсменов в волейбол. На этом этапе они уже ко что умеют, гордятся достижениями, видят сходство реализуемого ими с игрой профессиональных команд, что качественно повышает вовлеченность.
На этапе отработки сложных двигательных навыков критически важно сохранять упор на технику. До учащихся нужно донести, что следование технике и четкость движений сейчас куда важнее эффективности действий. Цель каждого упражнения — не победить напарника, а вместе с ним отработать движение и «закрепить» его в голове и теле. В перспективе, когда связки «уживутся», потраченные на отработку их технического исполнения усилия окупятся сторицей.
Этап 5: отработка навыков в игровых ситуацияхЭто еще не игра, но уже максимальное к ней приближение. На данном этапе воспитанники секции практикуют готовые схемы действий в разных игровых ситуациях. При этом это именно практика, то есть отрабатывать подачу им дают в приближенных к игре условиях, но пока не в соревновательной форме.
Тут важно сделать ремарку о том, что как этапы плавно переходят один в другой, не завершаясь полностью, так и их смена не означает строгой сосредоточенности на решении только задач этапа. То, что на пятом этапе ученики практикуют броски и пасы в «сценках» из реальных «полевых» ситуаций, не отменяет того, что прямо на тренировке они уже неплохо играют в поле друг с другом и даже приглашенными соперниками в рамках товарищеских матчей.
Навыки, закрепляемые на пятом этапе, предполагают отработку интеграции сложных движений без сопротивления и с сопротивлением. Это делается не только в виде классических упражнений, призванных параллельно сработать на азарт и напомнить игроку о важности стремления к победе. Есть немало подвижных игр, в которые также можно внедрить волейбольные подачи, пасы, приемы. Те же перебрасывания мяча в кругу с сохранением порядка игроков или с постоянным перемещением с условием, заданным правилами, делают тренировку веселее и не мешают ее эффективности.
Одновременно с вплетением сложных движений в игровые конфигурации на пятом этапе юные спортсмены вплотную занимаются разбором и осознанием тактических приемов. Понятно, что к этому моменту все они знакомы с расстановкой и понимают важность командного взаимодействия и следования ролям на игровом поле. Но именно сейчас благодаря накопленному опыту выполнения сложных действий им становится проще понимать суть тактических решений, подстраиваться и подстраивать их под себя.
На пятом этапе глобального тренировочного цикла у игроков уже должно быть сформировано четкое понимание того, почему они действуют на поле каждым конкретным образом. То есть, это не просто осознание, что нападающие и защитник — разные роли, но также осознание того, почему это так и в каких ситуациях правилом можно пренебречь. Естественно, что практики в формате, принятом для пятого этапа, будут ключевыми по мере набора опыта. Только так на момент окончания ДЮСШ школьник может иметь достаточный потенциал для продолжения движения в сторону профессионального спорта.
Этап 6: преодоление психологических барьеров и становление игроковСложно уместить суть шестого этапа, который отнюдь не финальный, в один блок текста. Его цель, когда ученики впервые к нему приходят, дать им плацдарм для старта в мире командных игр на максимально приближенном к профессиональному уровню. Ведь все мы понимаем, что уметь играть и делать это хорошо «в полевых условиях» — не одно и то же.
Основная задача этого этапа сформировать или, если игроки продолжающие, закрепить в спортсменах умение быть частью команды и самостоятельной «боевой единицей» волейбольного противостояния. Можно сказать и так, что на шестом этапе волейболистов-юниоров учат реализовывать накопленный арсенал техник и тактик в двухсторонних играх.
Способность мобилизоваться в стрессовых условиях игры с реальным соперником — это тоже навык, которому волейболисты учатся. Пускать этот процесс на самотек никак нельзя из-за все того же «ленивого» мозга. Когда задача резко меняется и важным становится уже не сосредоточение на технике, а стремление к победе. И тут недостаточно наработанные сложные техники пасуют перед простыми. Игроки, показывающие высочайшую результативность в условиях симуляции матча, на поле начинают двигать не как надо, а как проще. Такие моменты нужно пресекать, даже ценой эффективности. Если этого не делать, велика вероятность общей деградации, которую уже нелегко остановить из-за закрепления навыка.
Товарищеские матчи — еще один вариант «песочницы» для адаптации к динамике игрового процесса. Постепенно привыкая к тому, как все происходит на самом деле, игроки, не свернувшие с дорожки сохранения техники в угоду результативности матчей, неизбежно делают рывок в результатах. Техника к тому моменту уже закрепляется, в том числе для воспроизведения в стрессовых условиях, а значит ресурсы мозга высвобождаются для решения тактических и стратегических задач.