Регулярные тренировки спортсмена работают на развитие его биомашины: оттачивание четкости движений, их согласованности, реакции, способности молниеносно принимать решения в соответствии с ситуацией на поле. Но в рамках классических занятий, как ни старайся, происходит разбалансировка навыков: одни развиваются быстрее, другие — отстают.
Перекосы в развитии навыков — нормальная ситуация для спортсмена, независимо от его потенциала и задатков. Развитие и рост как раз и складываются из зацикленного процесса переброски сил от развития одного к подтягиванию другого. Что важно, мастерство тренера на этом этапе заключается в том, чтобы направлять энергию спортсмена в нужное русло. Ведь есть элементы навыков, тратить на работу над которыми время и силы не так выгодно из-за их слабого влияния на игру в целом или из-за их связанности вокруг физических особенностей конкретного человека.
Разберем пример с развитием у игрока нападающего удара. Над нападающим ударом целенаправленно работают в подготовительный период и больше в сторону выявления предела возможностей. В переходном периоде фокус смещается, и правильно, когда это происходит в сторону отработки согласованности движений, их консолидации без стремления сильнее ударить или выше прыгнуть.
Проще говоря, если волейболист за сезон прибавил в скорости, то перед соревнованиями ему важнее подтянуть силу удара до уровня уже развившихся у него реактивных навыков. Если же он будет распыляться и на силу, и на еще большее ускорение, то в комплексе его эффективность неизбежно снизится — разрыв между сильным и отстающим будет только увеличиваться.
Ожидаемо, по мере развития консолидации элементов навыка на новом качественно более высоком уровне, важно переходить к включению развиваемого навыка в практику игровых упражнений. И тут как раз происходит синхронизация между интегральной подготовкой одного игрока и команды — интеграция его потенциала в общую тактику и стратегию игру с упором на взаимодействие.
На практике порядок действий при подготовке волейбольной команды следующий:
- Работа над техникой каждого отдельного игрока;
- Практика новых приемов и техник;
- Интеграция их в игру команды;
- Работа над техникой команды.
Технико-тактические взаимодействия внутри команды должны усложняться не сами по себе, а с учетом скорости развития их у ключевых игроков. Интегральная подготовка собственно и нужна для того, чтобы обеспечить ту самую консолидацию элементов в большое целое — отдельных навыков в приемы, развившихся игроков — в сыгранную команду.